Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» обнаружили, что в ряде регионов каждая четвертая процедура закупки объявляется несостоявшейся из-за отсутствия заявок. Проблема была выявлена в Белгородской и Рязанской областях, Республике Хакасия, Хабаровском и Красноярском краях. Народный фронт обратился в Федеральную антимонопольную службу и Министерство здравоохранения РФ с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также передал информацию о ситуации профильному вице-премьеру.
Данные были получены по итогам анализа экспертами ОНФ данных системы госзакупок лекарственных средств за 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на основе данных, предоставленных Федеральным казначейством.
Одна из главных причин игнорирования предпринимателями торгов, по мнению экспертов ОНФ, заключается в занижении начальной (максимальной) цены контракта, процедура расчета которой утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ.
Анализ данных показал, что с момента вступления в силу этого приказа общее количество несостоявшихся процедур на региональном уровне выросло на 3 %. Если за период с 01.01.2017 по 08.12.2017 не состоялось 27 264 процедуры, то с 09.12.2017 по 14.08.2018 – уже 28 064.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Белгородской области, где из 510 объявленных закупок предприниматели проигнорировали 148 (29%). Такая же ситуация – в Республике Хакасия, где торги не состоялись по 432 закупкам из 1499 (29%). В Хабаровском крае 27% процедур прошли впустую, а в Красноярском крае и Рязанской области – по 25%.
Наибольший относительный рост (до вступления и после вступления) несостоявшихся закупок произошел в Республике Марий Эл — 215%. До вступления в силу приказа Минздрава в 2017 г. не состоялось только 67 тендеров, после – 211. На 115% выросло количество таких закупок в Челябинской области, на 117% – в Красноярском крае.
«В Московской области таких закупок оказалось 503 из 4,5 тысячи. Это острейший социальный вопрос – в этом году мы получили серию жалоб на отсутствие лекарств, положенных пациентам в аптеках и больницах. Люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, онкологией, вынуждены прерывать терапию, без которой их жизнь находится под угрозой», – прокомментировал член регионального штаба ОНФ в Московской области, профессор, онколог Юрий Фокин.
Эксперты ОНФ считают, что непродуманные и неапробированные (в рамках пилотных проектов) механизмы ставят под угрозу лекарственное обеспечение граждан. Более того, в самом приказе содержится ряд противоречий и нестыковок. Эксперты обсудили их на заседаниях рабочих групп проекта ОНФ «За честные закупки», посвященных исполнению «майского указа» президента РФ.
«Приказ Минздрава нацелен на определение начальной максимальной цены за счет целого комплекса инструментов – тут и зарегистрированные цены, и анализ рынка, и расчет средневзвешенной цены. А с 1 января 2019 года это еще и референтные цены. В приказе Минздрава указано – если закупка не состоялась, то при проведении повторных процедур заказчик вправе последовательно увеличивать цену последующих, однако каждая такая закупка занимает месяц и более. Это ставит под угрозу вопрос своевременности в обеспечении лекарственными средствами. Помимо этого, нет четкого определения официального понятия «повторная закупка», не прописаны параметры, которые могут или, наоборот, не могут в ней меняться (по сравнению с «первоначальной закупкой»). В этой связи возникает риск произвольной трактовки положений приказа как заказчиками, так и их контролерами», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов.
В связи с запуском 1 января 2019 г. системы референтных цен, которые официально нигде не публиковались и не обсуждались с производителями и другими участниками рынка, эксперты считают, что существует риск ухода процедур «на второй круг» и далее, так как по объявленным ценам никто ничего продавать не будет. В адрес проекта ОНФ «За честные закупки» уже поступают сигналы о многократном занижении цены.
«В очередной раз мы видим, как масштабные изменения, которые направлены на улучшение ситуации, вводятся без пилотного апробирования. В итоге мы действительно получаем минимальные начальные цены торгов, но в них никто не принимает участия, а значит, люди не получают вовремя лекарств. А это уже угроза жизни и здоровью граждан. Мы обратились в ФАС и Минздрав РФ, ответственные за методику расчета цены на лекарственные препараты, с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур, а также проинформировали о складывающейся ситуации профильного вице-премьера Татьяну Голикову», – подытожил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат ГД РФ Антон Гетта.
Читать первоисточник: ОНФ (04.02.2019)