Григорий Александров представляет статью «Медицинские закупки: изменения законодательства, тенденции практики». Основные темы: применение референтных цен при обосновании НМЦК на лекарственные препараты; изменения в правилах закупок медизделий из ПВХ, включенных в Перечень № 2 к постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 № 102; предоставление преференций производителям ЖНВЛП, локализовавшим свое производство на территории ЕАЭС. Статья завершается обзором судебной практики по применению постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380, начавшей появляться в конце 2018 года. К счастью для заказчиков, суды по-прежнему демонстрируют волю к преодолению формализма, в который так часто впадают регуляторы и контролеры.
С 1 января 2019 г. в ЕИС формируется Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Как и во всяком новом деле, поначалу возникают трудности. Некоторые участники закупок не могут пройти регистрацию из-за отказов сайта; другие, уже зарегистрировавшиеся, не могут зайти на электронную площадку по ранее действовавшим логину и паролю, чтобы подать заявку на участие в закупке; третьи страдают оттого, что ЕРУЗ передает на электронную площадку нечитаемые документы. При этом оператор ЕРУЗ никакой не несет никакой ответственности за негативные последствия, наступившие из-за сбоев в работе ресурса. Подробнее обо всем этом — в статье Дмитрия Блинцова «Регистрация участников закупок в ЕИС: первые итоги».
Общение с участниками рынка начинается уже на стадии планирования закупок, когда заказчик еще только решает, какие именно товары, работы и услуги он будет приобретать. В дальнейшем заказчикам еще не раз могут понадобиться консультации участников рынка, прежде чем будет объявлена конкурентная процедура. Те же запросы ценовых предложений — не что иное, как одна из допустимых форм такой консультации. Однако общение с хозяйствующими субъектами не должно перерастать в координацию будущей закупки одним из ее потенциальных участников: такие действия расцениваются как антиконкурентное соглашение и влекут крайне негативные последствия для всех вовлеченных сторон. В статье «О взаимодействии заказчиков с потенциальными участниками закупок» Олег Гурин и Андрей Полянский выводят из правоприменительной практики ряд правил, следование которым поможет закупщикам избежать крупных неприятностей.
Денис Несмачный и Борис Рожков — инженеры-медтехники с огромным опытом работы. Они проанализировали ГОСТ Р 57501-2017 «Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок» на предмет его соответствия действительности и элементарному здравому смыслу. Выводы неутешительны: по всей видимости, составители стандарта очень плохо представляли себе, как именно организовано техническое обслуживание медицинской техники в современных лечебно-профилактических учреждениях. Стандарт не решил ни одну из насущных проблем не решил, зато создал много новых, абсолютно надуманных. О них и пойдет речь в статье «ГОСТ на техническое обслуживание медицинской техники (требования для государственных закупок)».
Заказчик указал в техническом задании, что ему необходим товар, пригодный для использования в диапазоне температур «от –30 до +50 °С». Как вы считаете, удовлетворяет ли этому требованию значение «от –10 до +30 °С»? Заказчик посчитал, что нет, не удовлетворяет. Однако ни контрольный орган, ни суды с ним не согласились… О том, как следовало сформулировать требование, чтобы получить адекватный результат, читайте в статье Дмитрия Исютина-Федоткова «Об указании диапазонных значений в техническом задании». Поводом для ее написания послужило определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 № 301-КГ18-21478 по делу № А11-270/2018, где как раз и рассматривалась соответствующая ситуация.
В РНП, который ведется в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в настоящее время числятся сведения более чем об 11 000 лиц. А по Закону № 223-ФЗ, похоже, работают гораздо более добросовестные поставщики, подрядчики и исполнители, потому что в РНП, предусмотренный указанным законом, включены сведения всего о 737 лицах. Тем не менее, такой инструмент существует, и Кирилл Чагин рассматривает его работу в статье «Реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ: как в него попадают и как его пытаются избежать». Раскрывая заявленную тему, автор показывает на примерах из правоприменительной практики, в каких случаях хозяйствующий субъект может оказаться в РНП, а в каких может избежать этой участи.
«Может ли срок подачи заявок оканчиваться в выходной или нерабочий день» — этим вопросом задается Дмитрий Блинцов в одноименной статье. Возможно, вы думаете, что единственно возможный ответ — «Нет!». Сразу вспоминается ст. 193 ГК РФ: «Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день». Однако в последнее время контрольные органы всё чаще отвечают на вопрос, заданный в названии статьи, утвердительно. Какие же аргументы существуют в пользу такого похода? Узнайте, прочитав статью!
Номер завершается ответами на самые разнообразные и неожиданные вопросы читателей и пользователей ЭИС ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, поступившие за истекший месяц. Ответы подготовила для вас Лена Хачатурян.