Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» в рамках мониторинга обнаружили несостоявшиеся закупки на поставку лекарств. На закупочные процедуры лекарственных препаратов «порактант альфа» для недоношенных новорожденных в Москве и «инсулин-изофан человеческий генноинженерный» для больных сахарным диабетом во Владимирской области не подано ни одной заявки. По мнению экспертов Народного фронта, причиной несостоявшихся торгов стало введение референтных цен (референтная цена – это цена единицы товара, работы, услуги, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированная на основании данных о ценах по ранее заключенным контрактам (рассчитывается по методике Минздрава). ОНФ обратился в Контрольное управление президента и Минздрав РФ с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур закупок.
Так, во Владимирской области 31 января 2019 г. объявлен электронный аукцион на поставку вещества «инсулин-изофан человеческий генноинженерный» для больных сахарным диабетом. Начальная максимальная цена контракта – 2,9 млн руб. – установлена на основании референтной цены. Аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок.
Похожая ситуация сложилась в Москве с закупкой вещества «порактант альфа». Начальная максимальная цена контракта 2,2 млн руб. не заинтересовала потенциальных поставщиков, и электронный аукцион, объявленный 6 февраля 2019 г., не состоялся. Данный лекарственный препарат применяется для лечения респираторного дистресс-синдрома у недоношенных новорожденных детей.
В обеих закупках для обоснования цены заказчик был вынужден использовать референтные цены согласно приказу Министерства здравоохранения «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения».
Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» считают, что порядок определения цены согласно приказу Минздрава не способствует увеличению конкуренции на закупках и ставит под вопрос своевременное обеспечение лекарствами пациентов. Ранее, до вступления в силу приказа №871н, начальная максимальная цена контракта определялась заказчиками самостоятельно путем вычисления стоимости по аналогичным закупкам или по запросам коммерческих предложений. Внедрение же единого порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта существенно усложнило работу заказчиков, а также привело к росту несостоявшихся закупок.
Вступление в силу с 1 января 2019 г. норм приказа №871н об обязательном использовании референтной цены привело к еще большему ухудшению ситуации. При этом референтная цена не отражает реального положения на рынке, и ее применение приводит к отсутствию желающих принять участие в закупке.
Запущенная 1 января 2019 г. система референтных цен не была апробирована, поэтому ее запуск сопряжен с рядом рисков. Кроме того, установленные цены предварительно не публиковались и не обсуждались с производителями и участниками рынка.
«Министерство здравоохранения на портале проектов нормативных актов разместило информацию о планах по изменению приказа и переносу внедрения референтных цен, но ситуация такова, что ждать нельзя. Месяцев на бюрократические процедуры по принятию приказа у многих пациентов просто нет», — заявил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов.
«Мы уже получили ряд сигналов о срывах аукционов на поставку лекарств. Своевременно не закупленные лекарства могут повлечь за собой необратимые последствия для жизни людей. В первом случае – речь о веществе, включенном в перечень ЖНВЛП. Во втором случае – для медицинского учреждения необходимо вещество для лечения одной из самых уязвимых категорий детей. Мы обратились в Контрольное управление президента Российской Федерации и Минздрав России с просьбой принять срочные меры по недопущению роста количества несостоявшихся процедур», — отметил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
Читать первоисточник: ОНФ (26.02.2019)