Использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка" для осуществления любых закупок малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей) стало обязательным для федеральных органов власти и их подведомственных организаций.
Вступило в силу правительственное распоряжение, которым полноценный запуск "Березки" был перенесен с 1 ноября 2018 года на 1 марта 2019 года. В этот период федеральные госзаказчики в обязательном порядке могли закупать на ЕАТ только канцелярские товары. Остальные товары, работы, услуги они могли закупать на других подобных сервисах или вообще могли проводить такие закупки самостоятельно, в том числе в бумажной форме.
По данным на сайте ЕАТ "Березка", за время его работы (с лета прошлого года) на нем была размещена информация о проведении 9,1 тыс. закупок. Большая их часть, 6,4 тыс., названы несостоявшимися. Еще 1,32 тыс. закупок было отменено, и по результатам 1,4 тыс. закупок были подписаны договоры.
Как сообщалось, в апреле прошлого года правительство РФ приняло решение о создании ЕАТ "Березка". Согласно правительственному распоряжению, агрегатор должен был с 1 июля функционировать в пилотном режиме, а с 1 ноября 2018 года использование ЕАТ при госзакупках малого объема должно было стать обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений.
Сам агрегатор был представлен "РТ - Проектные технологии" (РТ-ПТ, "дочка" госкорпорации "Ростех") в начале июня, как и регламент работы с ним.
Большинство игроков рынка закупок, а также проект "За честные закупки" ОНФ выступило с критикой ЕАТ. Основная претензия участников рынка закупок предъявляется к финансовой модели работы "Березки" - регламент работы ЕАТ предусматривает взимание платы с победителя закупки, тогда как сами электронные магазины ЭТП и аналогичные сервисы региональных органов власти работают на безвозмездной основе.
Более того, ОНФ направил министру финансов РФ Антону Силуанову обращение с просьбой пересмотреть существующую концепцию ЕАТ "Березка" в том случае, если замечания экспертов ОНФ будут проигнорированы.
Одно из принципиальных замечаний ОНФ касается все той же финансовой модели работы агрегатора.
По оценке ОНФ (осень прошлого года - ИФ), на ЕАТ стоимость отдельных закупок обходится на 30% дороже, чем рыночная цена.
В свою очередь директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова в октябре заявляла "Интерфаксу", что Минфин РФ может весной 2019 года подготовить предложения по регулированию госзакупок малого объема.
"По итогам мониторинга пилотного проекта (им назван запуск "Березки" - ИФ) будем выходить с предложениями по внесению изменений в законодательство в случае, если такая необходимость будет выявлена", - говорила Т.Демидова.
"С марта 2019 началась реализация работы агрегатора торговли "Березка" по всем предметам закупок, в связи с чем будет осуществлено тестирование данного механизма в более полном и всестороннем объёме, - отметили "Интерфаксу" в пресс-службе Минфина. - При этом в настоящее время Минфином России осуществляется подготовка законопроекта о внесении изменений в 44-ФЗ (закон "О контрактной системе"), предусматривающего оптимизацию процедур закупок, в том числе в части способов их осуществления, в рамках которого также будет рассмотрен вопрос упрощения порядка закупок "малых объемов".
В министерстве отметили также, что замечания ОНФ к регламенту работы ЕАТ были направлены РТ-ПТ и частично учтены компанией при доработке функционала ЕАТ.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (01.03.2019)