• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 23 апреля 2019
    Повышение порога цены для госзакупок малого объема не приведет к росту этого сегмента - эксперт

    Повышение порога для закупок малого объема до 300 тыс. рублей со 100 тыс. рублей не приведет к увеличению общего объема этого сегмента закупок, заявил "Интерфаксу" гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) "РТС-тендер" Владимир Лишенков.

    "При повышении порога для закупок малого объема уменьшится количество закупок без существенного изменения их суммы, при этом вырастет средняя сумма одного контракта, - сказал он. - Объем рынка не изменится, так как у госзаказчиков есть лимит на закупки малого объема, произойдет просто консолидация закупок".

    По словам В.Лишенкова, в настоящее время заказчики зачастую проводят дробление закупок. "Например, при необходимости провести закупки на сумму 400 тыс. рублей, заказчик публикует 4 закупки на условные 99 тыс. рублей, - сказал он. - При этом средняя сумма контракта по закупкам малого объема составляет порядка 50 тыс. рублей, соответственно, можно спрогнозировать ее увеличение до 150-200 тыс. рублей в будущем".

    В.Лишенков также отметил, что за последние полгода серьезных изменений в структуре спроса закупок малого объема не произошло. Порядка 30% таких закупок приходится продукты питания, 15% - на канцтовары.

    Как сообщалось, на днях Госдума приняла закон, вносящий ряд поправок в закон "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленный на упрощение закупочных процедур при госзакупках. Одна из принятых поправок предусматривает повышение порога цены для закупок малого объема со 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. Эта поправка была добавлена в текст тогда еще законопроекта по предложению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

    В прошлом году руководитель Федерального Казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей.

    В сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины ЭТП (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

    По словам участников рынка ЭТП, в настоящее время направлением автоматизации закупок малого объема активно интересуются госкомпании, проводящие закупки в соответствии с законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ).

    "Ключевой тренд госкомпаний - цифровизация и упрощение закупок малого объема, которые фактически является обеспечением их хозяйственной деятельности, - сказал В.Лишенков. - Ряд госкомпаний планируют внедрять свои магазины (на базе соответствующих разработок ЭТП), мы ведем с ними переговоры. Это их самостоятельное решение, а не рекомендации уполномоченных органов. В конечном итоге, внимание регулятора к ЗМО по 44-ФЗ, безусловно, приведет к изменению порядка закупок по 223-ФЗ, но не в ближайшее время, а в горизонте 1-3 лет".

    Прежде гендиректор ЭТП "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антон Емельянов предлагал законодательно утвердить применение сервиса электронных магазинов заказчиками и увеличить лимит таких закупок, проводимых с помощью подобного сервиса, до 5 млн рублей.

    "По мнению поставщиков и заказчиков, опробовавших сервис электронного магазина, его действие можно было бы распространить на контракты объемом до 5 млн рублей", - говорил А.Емельянов.

    При этом он отмечал, что использовании сервиса обеспечивает, в частности, большую экономию по сравнению с традиционными закупочными процедурами - около 21% против 10-12%.

    Стоит отметить, что принцип осуществления закупок малого объема (по сути - из каталога предложений поставщиков - ИФ) рассматривается Федеральным казначейством и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России в качестве основного направления развития всей контрактной системы.

    "Считаем перспективным переход на принцип биржевой торговли, - говорила в апреле заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе. - Нет смысла идти по пути автоматизации процедур - основным направлением для закупок является движение в сторону так называемых покупок с полки с использованием агрегаторов торговли".

    По словам А.Катамадзе, переход на принципы биржевой торговли, интеграции с агрегаторами торговли, интернет-магазинами даст госзаказчикам базу релевантных цен.

    "Полагаем, что агрегаторы торговли получат большое развитие, что позволит сделать закупки более быстрыми, - отмечал в свою очередь заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. - Необходимо снять нормативные ограничения для их работы".

    Ранее Казначейство уже озвучивало планы по реализации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок функционал, обеспечивающий проведение процедуры закупок из Каталога товаров, работ, услуг.

    "Готовим предложения, будем говорить с коллегами из Минфина о возможности проведения с помощью Каталога коротких закупочных сессий - процедуры закупки из Каталога, - говорила А.Катамадзе. - Такая процедура позволит в тех случаях, когда это возможно, уйти от длительных и затратных для участников закупочных процедур".

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (22.04.2019)