Минфин РФ предлагает ввести ограничения на привлечение компаний к формированию госзаказчиками начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) в госзакупках, заявила журналистам в Москве руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова.
"На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений (направляются заказчиками трем участникам рынка для получения ценовой информации, необходимой для формирования НМЦК - ИФ) направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует - вариантов много, - сказала Демидова. - Для решения проблемы можно использовать инструменты, имеющиеся в рамках контрактной системы. В частности, Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок".
При этом Демидова отметила, что ЕРУЗ - это легальный механизм, который позволит понять, кто вообще работает в системе госзакупок. "Реестр основан на интеграции ЕИС с базой Налоговой службы, с системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) Минкомсвязи, - сказала она. - То есть, если компания не существует, то она никак не сможет попасть в ЕРУЗ. Следующим шагом, вполне логично и разумно осуществлять запрос коммерческих предложений только среди тех компаний, которые зарегистрированы в ЕРУЗ".
По словам Демидовой, в 2019 году Минфин не планирует запускать такую схему работы, поскольку 2019 год - переходный период, когда одновременно действует и ЕРУЗ, и старая аккредитация участников закупок на электронных торговых площадках. "Соответственно со следующего года можно спокойно перейти к этому механизму", - добавила Демидова.
Более масштабного и жесткого изменения правил формирования НМЦК Минфин пока не планирует.
"Счетная палата предлагает сделать обязательными те методические рекомендации по формированию НМЦК, использование которых в настоящее время не является обязательным, - рассказала Демидова. - С этим можно было бы согласиться, если бы жизнь у нас была линейной, все и вся действовало по единым правилам. Но все намного сложнее - в отдельных регионах были и будут свои особенности формирования цены, обусловленные географическими, природными условиями. Поэтому каких-то жестких императивных правил быть не может. Действующих правил, прописанных в 44-ФЗ, в настоящее время достаточно. Но необходимо устранять те негативные моменты, которые имеют место быть".
Как сообщалось, Счетная палата РФ выявила в 2018 году нарушения при обосновании начальной цены госконтрактов на общую сумму 219,7 млрд рублей, что составляет 74,6% от общей суммы выявленных нарушений в сфере госзакупок.
"Среди неурегулированных вопросов в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок можно отметить вопрос обоснования НМЦК, - отмечалось в материалах ведомства. - В настоящее время действует рекомендательный порядок по применению методов определения НМЦК, который в полной мере не раскрывает как порядок применения некоторых методов определения НМЦК (например, затратного метода), так и установление достоверных источников референтных цен (для метода сопоставимых рыночных цен), что влечет риски завышения НМЦК".
В свою очередь Федеральное казначейство озвучивало свои планы по автоматизации процесса определения НМЦК в госзакупках. В частности, Казначейство планировало провести агрегацию в структурированном виде цен на товары, работы, услуги из фактических сделок, зарегистрированных в ЕИС и реализовать в механизм запроса коммерческих предложений - то есть госзаказчики смогут запрашивать коммерческие предложения (и получать ответ по таким запросам) только через ЕИС.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ ( 11.07.2019)