• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 23 июля 2019
    Электронный магазин закупок малого объема РТС-тендер

    Реформа законодательства о контрактной системе не обошла стороной и закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (или, как их еще называют, закупки малого объема). С 1 июля 2019 г. ценовой порог по договорам с единственным поставщиком, заключаемым на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, увеличен до 300 000 руб. Аналогично, с 31 июля 2019 г. предельная цена договора, заключаемого с единственным поставщиком в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, возросла до  600 000 руб. Заказчики, пользующиеся данным пунктом, смогут осуществлять закупки в соответствии с ним на сумму, не превышающую 5 млн руб. в год либо 50 % совокупного годового объема закупок, но более чем 30 млн руб. (ранее этот лимит равнялся 20 млн руб.). Ожидается, что и грядущий осенний пакет поправок к Закону № 44-ФЗ не обойдет стороной «малые» закупки.

    Несмотря на то, что отчетливо прослеживается тенденция планомерного увеличения роли закупок малого объема, на текущий момент эти закупки находятся в своего рода «зоне риска». Эксперты РТС-тендер на регулярной основе осуществляют детальный анализ проблемных зон и проистекающих из них конкретных потребностей заказчиков, в ответ на которые разрабатываются и предлагаются к внедрению специализированные сервисы. В данном контексте применительно к закупкам малого объема можно выделить два ключевых момента.

    Во-первых, Закон № 44-ФЗ не предусматривает для заказчиков требования размещать информацию о закупках малого объема в реестре контрактов. Как следствие, отсутствует объективная статистика и возможность оперативного контроля за их осуществлением.

    Для повышения эффективности и прозрачности таких закупок была разработана автоматизированная система «Электронный магазин закупок малого объема». Сервис предоставляется бесплатно и доступен для внедрения независимо от «уровня» заказчика — будь то региональный уровень, муниципальный или конкретная организация. Основные преимущества:

    1. Заказчик получает возможность объединить все закупки малого объема в собственном электронном магазине. Портал предусматривает преднастроенную визуализацию сайта в соответствии с основными официальными информационными источниками заказчика и возможность настройки стиля отображения, цветового фона, загрузки герба, логотипа.
    2. Мощный аналитический инструментарий — заказчику доступны расширенные аналитические отчеты о закупках в различных разрезах (экономия, количество и география участников, иерархия закупок по ОКПД2 и многое другое).
    3. Комплексная методологическая поддержка и предоставление необходимой для внедрения нормативной документации.
    4. Возможность заключения контракта в электронной или бумажной формах (поставщики могут работать как с использованием электронной подписи, так и без нее).
    5. Внедрение, а также вся техническая и информационная поддержка (включая обучение заказчиков и поставщиков) осуществляется силами РТС-тендер.

    Через электронные магазины закупок малого объема РТС-тендер заказчики закупают самые разнообразные товары. На диаграмме представлено распределение товарных категорий:

     

    Во-вторых, в планах-графиках заказчиков закупки малого объема указываются без детализации, то есть одной строкой с указанием общей суммы всех процедур данного типа. Их количество может доходить до нескольких сотен. Законодательное требование по их детализации отсутствует, что потенциально создает риски ненадлежащего исполнения контрактов.

    В ответ на эту проблему электронная площадка РТС-тендер запустила интеграцию электронных магазинов для закупок малого объема с модулем исполнения контрактов (МИК), представляющим собой цифровой сервис проектного менеджмента на этапе исполнения контракта в закупках. Отображение в МИК детальной информации по закупкам малого объема позволяет контролировать контракт по каждой такой закупке: когда, на какую сумму и с каким поставщиком был заключен каждый контракт. При этом все процессы полностью автоматизированы. В системе отражаются все документы, прикладываемые ответственной стороной, фиксируются сроки поставки, доступен мониторинг закрывающих документов и т. д. — все в электронной форме. Также действует система уведомлений, которая заблаговременно оповещает ответственную сторону о необходимости совершения тех или иных регламентных действий в процессе исполнения обязательств по контракту.

    Интеграция электронного магазина закупок малого объема РТС-тендер и Модуля исполнения контрактов обеспечила главное преимущество — работу заказчиков с данным типом закупок по принципу проектного управления:

     

    На текущий момент на платформе РТС-тендер реализованы и успешно функционируют более 50 электронных магазинов во всех федеральных округах Российской Федерации. По итогам 2018 г., число заказчиков, работающих в данной системе, превысило 10 тыс., суммарный объем сэкономленных бюджетных средств составил порядка 600 млн руб. (средний процент экономии — 7 %).

    С точки зрения решения глобальных стратегических задач внедрение и развитие электронных магазинов закупок малого объема позволяет РТС-тендер обеспечить соответствие заданному государственной программой «Цифровая экономика» и закрепленному майскими указами Президента Российской Федерации курсу на цифровизацию отрасли закупок в целях экономии бюджетных средств региона, оптимизации закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, развития конкурентной среды и поддержки субъектов МСП.