• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 10 октября 2019
    Минпромторг предлагает оптимизировать запреты на закупку госзаказчиками иностранной продукции

    Минпромторг предлагает оптимизировать порядок применения ограничений или запретов при закупке госзаказчиками товаров производства иностранных государств (за исключением стран-членов ЕАЭС), следует из проектов правительственных постановлений, опубликованных на портале проектов нормативных правовых актов.

    Один из этих документов предусматривает использование правила "третий лишний" (запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений аналогичной продукции от российских производителей - ИФ) при госзакупках отдельных видов продукции не для нужд обороны и безопасности государства. Другой - введение запрета на закупку отдельных видов иностранной продукции для целей защиты обороны и безопасности, а также реализации нацпроектов.

    При этом в обоих случаях предусматривается введение запрета на смешение лотов при осуществлении закупки продукции, включенной в перечень, и продукции, в отношении которой не предусмотрено ограничительных мер. Также документы предполагают распространение ограничений на закупку работ или услуг, в рамках которых, в том числе, предусмотрено приобретение товара, включенного в перечень отдельных видов продукции.

    Ограничение в виде "третий лишний" должно будет распространяться на машиностроительною продукцию, товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности, на спортивное огнестрельное оружие и боеприпасы, на оборудование для пищевой промышленности, на музыкальные инструменты, строительные материалы и т.д. Всего в проект включено 534 наименования продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

    Этим же документом предлагается признать утратившими силу действующие правительственные постановления, устанавливающие запрет на закупку конкретных типов иностранной продукции.

    Запрет на закупку иностранной продукции для нужд обороны и безопасности государства предлагается распространить на 267 наименований продукции. При этом соответствующий проект правительственного постановления предусматривает ряд исключений.

    Так, запрет на закупку иностранной продукции не применяется, в частности, при наличии разрешения Минпромторга на такую закупку, при закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, а также при закупках ФСБ, ФСО, СВР, МВД РФ, Росгвардии, управделами президента и главного управления специальных программ президента РФ. Также под запрет не подпадают закупки в рамках программ приграничного сотрудничества.

    В случае принятия этих документов они вступят в силу с 1 января 2020 года.

    В пояснительной записке к проекту "запретного" постановления Минпромторг отмечает, что ведет работу по формированию перечня конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Спрос на продукцию в рамках нацпроектов министерство оценивает в 1,5 -2 трлн рублей.

    Ранее сообщалось, что тема импортозамещения при реализации нацпроектов прорабатывается с апреля текущего года. Тогда Минфину, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС было поручено подготовить предложения по предоставлению преференций конкурентоспособной российской технике в рамках госзакупок и закупок госкомпаний по нацпроектам.

    В результате уже в июне-июле ведомства занялись подготовкой проектов правительственных директив госкомпаниям о предоставлении преференций российской продукции при закупках. Документы предусматривают установление приоритета закупкам российской продукции, указанной в перечне конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации нацпроектов.

    Формирование самого перечня конкурентоспособной российской продукции было поручено Минпромторгу РФ. При этом министерство должно указать номенклатуру продукции, ее необходимое количество, производителей, а также назвать замещаемые этой продукцией зарубежные аналоги. Помимо этого, в перечне должна быть указана разница в цене приобретения и обслуживания российской продукции по сравнению с зарубежными аналогами, уровень локализации производства, наличие прав интеллектуальной собственности на техническую документацию.

    Помимо этого, Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи и ФАС было поручено проработать вопрос замены прямого запрета на госзакупку иностранной продукции на другие способы поддержки отечественного производителя.

    В настоящее время действуют три основных механизма импортозамещения: запрет на закупку зарубежной продукции, правило "третий лишний" (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских), предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах. При этом порядок их применения установлен 12 нормативными правовыми актами, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций).

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (09.10.2019)