Уходящий 2019 год запомнится кризисом госзакупок: тысячи аукционов на поставку лекарственных препаратов и расходных материалов были сорваны из-за нового порядка расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Правительство в спешке стало изменять законодательство в этой сфере. Насколько эти изменения смогут исправить ситуацию и какие поправки нужны еще, разбирался «Медицинский вестник».
Чем вызвана реформа контрактной системы
В мае вступили в силу изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 71-ФЗ. Новации отчасти были продиктованы замечаниями и предложениями участников рынка. Отчасти — принятием Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок названо одним из ключевых направлений реформы системы управления финансами.
Сейчас Минфин готовит второй пакет поправок к Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…». Наряду с ускорением процедур, упрощением документооборота особая роль в нем отводится автоматизации и электронизации торгов. Документ будет объемнее и сложнее весеннего, поэтому руководитель Департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова полагает, что его «принятие вряд ли пройдет так же быстро». На момент сдачи номера в печать депутаты не приступили к его обсуждению.
Насколько малы малые закупки
Из хороших новостей — в этом году руководителям ЛПУ стало проще оперативно реагировать на возникающие потребности в расходных материалах. Во-первых, лимит закупки у единственного поставщика без проведения торгов был увеличен до 300 тыс. руб. (ранее на протяжении восьми лет — 100 тыс.). Правда, общий годовой объем таких закупок остался без изменений — 50 млн руб.
Алексей Федоров: «Заказчикам придется вручную перелопатить весь реестр контрактов, а если они не найдут минимальную цену, но потом ее найдет прокуратура, им будет вменено нарушение. Требование анализировать реестр блокирует деятельность заказчиков».
«В 2019 году было снято ограничение на закупки без указания конкретного количества продукции в случае, когда его невозможно определить, — отмечает главный юрист экспертно-консультационного центра Института госзакупок Алексей Федоров. — Эта норма может облегчить заказчикам закупки реагентов, расходников, отдельных видов имплантируемых медизделий, потребность в которых сложно прогнозировать».
Чем плоха методика расчета
Самые большие проблемы у участников рынка по-прежнему вызывает порядок определения начальной максимальной цены контракта.
Схема расчета НМЦК давно нуждалась в доработке, убежден коммерческий директор ОАО «Фирма Медполимер» (производство инфузионных растворов и медизделий) Никита Благадир: «Ее главный недостаток — инертность. Она хороша при стабильной ценовой ситуации. Но на рынке периодически возникают значительные колебания, в основе которых могут лежать различные факторы: «ценовые войны», изменение курса национальной валюты, дефицит продукции», — пояснил он.
Благадир приводит в пример ситуацию на рынке инфузионных растворов: «В 2017–2018 годах наблюдался переизбыток продукции, который привел к существенному снижению цен. К началу 2019 года ситуация выправилась и цены стали возвращаться к прежнему уровню, но в дело вмешалась методика расчета НМЦК».
Сложилась парадоксальная ситуация. Заказчики продолжали объявлять аукционы с заведомо низкой НМЦК, но желающих поставлять товар по старым ценам и уж тем более сбивать их в борьбе за контракт не оказалось. В итоге в некоторых территориях число несостоявшихся закупок из-за отсутствия заявок достигло 70%.
Сейчас в Правительстве РФ методику корректируют.
Как доработали методику
«Несмотря на то, что новый порядок определения НМЦК по лекарственным препаратам (его должны утвердить в 2020 году. — Прим. авт.) во многом дублирует старый приказ № 871н, все же был внесен ряд важных поправок, делающих внедрение референтной цены более плавным и снижающих ее влияние на закупки, — говорит Алексей Федоров. — Уменьшено количество повторных закупок до достижения рыночной цены, устранен ряд технических недостатков».
Слегка отредактированный Порядок не решит проблемы сорванных аукционов, считает директор Учебного центра профессиональной подготовки специалистов «ПРОГОСЗАКАЗ» Константин Аршба: «Пункт 8 по-прежнему обязывает заказчиков брать минимальную цену для тарифного метода, а расчет средневзвешенных цен, как и ранее, должен включать в том числе демпинговые цены. В результате цены, по которым исполнителям будут «предлагаться» контракты, все равно могут существенно отличаться от рыночных».
«МВ» направил запрос в Минздрав.
Как будут закупаться МИ
С медицинскими изделиями ситуация еще хуже, считают эксперты. Заказчикам вменяют в обязанность найти минимальную цену на закупаемое изделие по стране. При этом ни о сопоставимости условий исполнения контракта, ни о защите от демпинговых цен речь не идет.
«Страна большая, доля логистики в цене товара может достигать десятков процентов, но ни эти, ни другие косвенные затраты в формуле расчета не учитываются», — комментирует ситуацию Аршба.
Кроме того, если закупка не состоится, то заказчику придется размещать ее по той же цене, заметил он. Ведь Минздрав не предусмотрел ее увеличения при повторной закупке для всех изделий, кроме тех, для которых зарегистрированы отпускные цены.
Если не появится возможность увеличения цены за единицу при несостоявшейся из-за отсутствия заявок закупке и не добавится необходимость поиска в реестре контрактов с учетом сопоставимости условий их исполнения, в следующем году ЛПУ останутся без расходных материалов, предупреждает Аршба.
Эти опасения разделяет Алексей Федоров: «Заказчикам придется вручную перелопатить весь реестр контрактов, а если они не найдут минимальную цену, но потом ее найдет прокуратура, им будет вменено нарушение. Требование анализировать реестр блокирует деятельность заказчиков».
Читать первоисточник: Медвестник (29.12.2019)