Федеральное казначейство подготовит предложения по регулированию ценообразования и формирования начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) в госзакупках, заявил глава Казначейства Роман Артюхин в ходе расширенного заседания коллегии Федерального казначейства.
"Внесем в Минфин предложения по выработке подходов экономического обоснования отнесения затрат на себестоимость работ по госконтрактам, регулированию ценообразования, формирования НМЦК, - сказал Артюхин. - Здесь нет простых решений, потребуется привлечение отраслевых министерств".
Необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках Артюхин объяснил тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркнул, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов.
"Так, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, - отметил Артюхин. Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает".
Также Артюхин указал на значительный, в некоторых случаях на 50%, рост накладных расходов подрядчиков при исполнении госконтрактов.
"Казначейское сопровождение и госфинконтроль показывают, что резервом повышения эффективности расходов бюджетных средств является совершенствование системы ценообразования, - сказал Артюхин. - С возможным, в отдельных случаях, регулированием размера накладных расходов и предельного уровня рентабельности". По его словам, такие меры могут потребоваться, прежде всего, при закупках НИОКР, решений в сфере информационных технологий, при закупках сложного оборудования.
Артюхин отметил также, что первые меры для решения этой проблемы уже приняты. Речь идет об утверждении порядка раздельного учета для всех исполнителей госзаказа и получателей целевых средств федерального бюджета, который предполагает, в отдельных случаях, раскрытие структуры цены контрактов.
В настоящее время госзаказчики при формировании НМЦК могут руководствоваться методическими рекомендациями, которые содержат несколько вариантов порядка определения цены контракта. Наиболее распространенным является метод запроса коммерческих предложений (направляются заказчиками трем участникам рынка для получения ценовой информации, необходимой для формирования НМЦК - ИФ).
Ранее Казначейство и Минфин РФ уже указывали на проблемы с формированием НМЦК при госзакупках и на необходимость изменения соответствующего механизма.
"Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, - говорила летом прошлого года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева. - При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства".
"На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует - вариантов много", - отмечала прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (18.03.2020)