• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 15 июня 2020
    Координационный орган отпущения. Олег Сапожков об ответственных за запрет импорта в госзаказе

    Как стало известно “Ъ”, промышленное лобби в Совфеде намерено предложить правительству создать «координационный орган по импортозамещению». Идея, оформленная новыми поправками к многострадальному закону о контрактной системе, предполагает, что он займется «обеспечением согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и оперативным решением вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в высокотехнологичной продукции российского производства».

    Впрочем, уже в пояснительной записке к проекту сказано: орган не новый — у Белого дома с 2015 года (с момента введения против РФ западных санкций) уже есть правительственная комиссия по импортозамещению, в начале работы вызывавшая в промышленном лобби большой энтузиазм. Однако со временем сторонники идеи замены иностранной продукции российской (практику предполагалось распространить на закупки всех крупных компаний) выяснили, что компании этому не рады.

    Мы писали тогда почему: оказалось, что замена импортной продукции российской в сложных инвестпроектах зачастую требует пересмотра их параметров, перепроектирования и нового согласования — и в итоге сдвигает сроки начала работ, удорожает подготовку и подвешивает в воздухе вопросы ответственности за принятые решения: случись авария, проектировщик скажет — «здесь нужны были другие комплектующие, но правительство требовало этих», эксперт скажет — «по документам этот узел должен был выдержать», поставщик — что «торопил заказчик», а сторонники импортозамещения — что «отдельный брак не дискредитирует самой идеи». При этом предполагалось, что платить за перепроектирование и повторную экспертизу должны заказчики, и эта идея не вдохновляла их настолько, что они последовательно добивались разрешения закончить на импортных поставках хотя бы начатые проекты — и все жестче доказывали необходимость исключений для новых. Энтузиазм, связанный с замещением импорта, сам собой угасал, и комиссия собиралась все реже.

    Идеологи создания нового органа эти проблемы учли: они предлагают перенести основную активность в закон о контрактной системе, запретив закупки импорта определенной правительством номенклатуры только за бюджетный счет. Это избавит их от корпоративного сопротивления, однако даст и однозначный ответ на вопрос, кому пришло в голову решение о замене того или иного импорта российской продукцией, если такая замена приведет к катастрофе или просто осложнит работу госорганов: «координационному органу» и пришло. Не снят только вопрос, сможет ли поддержанный им поставщик компенсировать ущерб: будь у него такие возможности — кому бы пришло в голову его поддерживать.

    Читать первоисточник: Коммерсант (15.06.2020)