Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока так и не смогли урегулировать давний спор о разграничении механизмов концессий и госзакупок — поэтому законопроект, который должен был разрешить эту проблему, будет внесен в правительство с разногласиями. Дискуссия продолжается из-за заложенной в проект Минэкономики возможности полного покрытия государством расходов концессионеров на создание и эксплуатацию объектов — ФАС настаивает на применении к проектам с преимущественно бюджетным финансированием правил госзакупок. Участники рынка выступают на стороне Минэкономики.
Минэкономики направило Минюсту законопроект, разграничивающий механизмы концессий и госзакупок. Как пояснил на заседании круглого стола замглавы Минэкономики Илья Торосов, после получения заключения от Министерства юстиции документ будет внесен в правительство. Необходимость уточнения форм финансового участия государства в концессиях возникла на фоне спора Минэкономики с ФАС, возникшего еще с 2017 года из-за так называемого башкирского дела — тогда служба признала госзакупкой концессию, предусматривавшую полную оплату бюджетом расходов на строительство дороги.
Подготовленный сейчас законопроект предполагает использование капитального гранта на покрытие до 75% расходов инвестора на создание объекта, а также получение инвестором платы концедента после завершения строительства в течение минимум пяти лет. В целом авторы документа исходят из того, что инвестору могут быть возмещены расходы на создание и эксплуатацию объекта в полном объеме. Кроме того, проектом вводится понятие минимального гарантированного дохода — средств, которые будут выплачены инвестору, если доходы от эксплуатации созданного объекта окажутся ниже запланированного минимума.
Поскольку спор о разграничении механизмов не завершен, документ будет внесен в правительство с разногласиями. По словам Ильи Торосова, ФАС в проекте не устраивает возмещение из бюджета всех инвестиций концессионера с учетом доходности. Служба по-прежнему приравнивает такие случаи к госзакупкам и предлагает ограничить размер возмещения — с чем не согласно уже Минэкономики. Замглавы ФАС Михаил Евраев пояснил “Ъ”, что служба предлагает для реализации проектов с более 50% бюджетного финансирования применять процедуры отбора по правилам госзакупок, при меньшей доле — на концессионной основе.
Участники дискуссии в этом споре поддержали позицию Минэкономики: зампред ВЭБа Светлана Ячевская отметила, что позиция ФАС «очень консервативна и пробюджетна»,— но, для того чтобы стимулировать развитие концессий, «ситуация должна быть win-win (взаимного выигрыша.— “Ъ”)». Первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов и вовсе признался, что будет «сильно удивлен», если кто-то на рынке поддержит позицию ФАС. По его словам, ограничение полного возмещения затрат приведет к «выпадению» двух видов проектов — по контрактам жизненного цикла (когда объект строится для государства, которое самостоятельно его эксплуатирует, а концессионер просто возмещает свои расходы) и проектам без риска рыночного дохода (их реализует Росавтодор).
В целом законопроект Минэкономики получил поддержку участников рынка, хотя и с рядом замечаний. Так, по словам вице-президента Сбербанка Михаила Чачина, в проекте не хватает снятия ограничений на участие окологосударственных банков на стороне частного партнера — сейчас это сильно тормозит привлечение длинных денег в проект. Алексей Чичканов обратил внимание на неопределенность — покрывает ли плата концедента обслуживание инвестором кредитов. Прозвучал запрос и на расширение сферы применения концессий — например, глава комитета Госдумы по собственности Николай Николаев предложил распространить этот механизм на сферы освоения недр и космоса, а руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитала» Олег Панкратов предложил и вовсе не ограничивать список объектов, которые могут быть сданы в концессию.
Читать первоисточник: Коммерсант (31.08.2020)