• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 22 сентября 2020
    Генпрокуратура РФ намерена проконтролировать ценообразование и импортозамещение в госзакупках

    Генпрокуратура РФ планирует усилить контроль за процессами ценообразования и импортозамещения при проведении госзакупок, следует из проекта приказа генпрокурора, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.

    Сам документ включает в себя перечень мер, которые должны предпринять прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуроры, а также прокурор комплекса "Байконур". В число таких мер включено, в частности, проведение проверок за соблюдением заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ), пресечение закупок ТРУ с избыточными потребительскими свойствами и т.п.

    В части импортозамещения прокуроров субъектов РФ предлагается обязать принимать "исчерпывающие меры реагирования" по фактам несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок, создания ими преимущественных условий для каких-либо участников (сверх случаев, предусмотренных законодательством о госзакупках - ИФ). Аналогичные меры предлагается применять в случае неправомерных закупок у единственного поставщика, при выявлении картелей, завышении цен, незаконном изменении условий контрактов, нарушении сроков исполнения контрактов и т.д.

    Также документом региональным прокурорам предписывается тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов, осуществление закупок на сумму свыше 1 млрд рублей.

    Помимо этого, в проекте приказа затрагивается вопрос своевременной оплаты по исполненным госконтрактам. Здесь предлагается, при наличии соответствующих оснований, проводить проверки соблюдения прав поставщиков на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам и держать на личном контроле (прокуроров субъектов РФ и пр.) вопросы погашения задолженности по таким контрактам.

    "Безотлагательно рассматривать вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок", - уточняется в проекте приказа.

    Стоит отметить, что документ затрагивает не только сферу госзакупок, но и закупок госкомпаний. То есть прокуроры субъектов РФ должны будут, в числе прочего, проверять исполнение законодательства при осуществлении закупок в соответствии с положениями закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ). Конкретных требований об усилении контроля в сфере 223-ФЗ в проекте приказа не указано.

    К выполнению этих и других задач по усилению контроля в сфере госзакупок Генпрокуратура планирует привлечь экспертное сообщество.

    "Наладить взаимодействие с институтами гражданского общества, независимыми экспертами и экспертными организациями, в том числе некоммерческими, в целях выявления коррупциогенных факторов в закупочных процедурах, а также для предотвращения иных нарушений законодательных требований к проведению закупок", - говорится в документе.

    При этом в проекте приказа отмечается, что имеют место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок обязательных сведений и пр.

    В настоящее время регуляторами и контрольными органами в сфере закупок ведется работа по совершенствованию закупочного законодательства - прежде всего, закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).

    Так, весной-летом прошлого года был подготовлен и принят так называемый первый оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Он был направлен преимущественно на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение.

    Поправки, требующие доработок, согласования и т.п., регуляторы решили включить во второй, так называемый осенний (предполагалось, что он будет подготовлен и принят Госдумой в течение осенней сессии 2019 года), пакет поправок.

    Сам второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ предусматривает сокращение числа видов закупочных процедур до 3 с 11 в действующей редакции закона, унификацию требований к извещениям о закупках, к заявкам на участие в закупках и т.п. Также законопроект предполагает введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн рублей будут допускаться только те поставщики, которые имеют опыт исполнения госконтрактов), запуск рейтинга деловой репутации, изменение порядка проведения аукциона и т.п. (законопроект включает в себя более 50 существенных поправок).

    Это пакет поправок был подготовлен к середине текущего года и предполагалось, что он будет внесен и принят, как минимум, в I чтении, до конца весенней сессии Госдумы. Однако из-за необходимости дополнительного согласования поправок с заинтересованными ведомствами этого не произошло, и предполагается, что рассмотрение Госдумой соответствующего законопроекта в I чтении пройдет в сентябре (к настоящему времени законопроект все ещё находится в правительстве и не внесен на рассмотрение Госдумы - ИФ).

    Присоединение Генпрокуратуры к работе над совершенствованием закупочного законодательства может, в числе прочего, сдвинуть принятие второго оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ на более поздний срок. Это, в свою очередь, потребует корректировки планов Казначейства по развитию функционала Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС - ПРОЗАКУПКИ (21.09.2020)