• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 16 ноября 2020
    Железобетонная централизация. Белый дом внес законопроект о едином заказчике госстроек

    С 2021 года закупочные функции федеральных ведомств в строительной сфере будут консолидированы в специально созданной публично-правовой компании, следует из внесенного в Госдуму правительственного законопроекта. Предполагается, что механизм единого госзаказчика поможет решить проблемы с исполнением федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) — добиться эффективности госинвестиций власти также намерены цифровизацией сферы и повышением гибкости при контрактации. При этом строительный вице-премьер Марат Хуснуллин уже анонсировал дальнейшую централизацию строительных госзакупок и в транспортной сфере.

    Белый дом внес в Госдуму законопроект о создании единого государственного заказчика в сфере строительства — для этого по решению правительства федеральные казенные учреждения, выполняющие сейчас функции госзаказчиков, будут реорганизованы, а на их базе образована публично-правовая компания.

    Напомним, что ради повышения эффективности исполнения ФАИП власти уже приступили к формированию централизованной вертикали в сфере госстроительства на базе Минстроя — с 1 октября ведомству переданы функции шести застройщиков для нужд Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава 

    Впрочем, авторы проекта о создании единого госзаказчика в пояснительной записке указывают, что повышение эффективности капвложений потребует комплексного подхода, который не может быть реализован в рамках передачи закупочных полномочий в Минстрой, то есть «исключительно на основании правовых актов правительства», и требует системного регулирования таких отношений на законодательном уровне. Отметим, что такой подход позволит Минстрою как регулятору строительной отрасли избежать конфликта интересов при контрактации с подрядчиками. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, главной целью создания единого госзаказчика является появление «реального управленца государственными капитальными вложениями». «Сегодня ключевая проблема в строительстве — не строители, а заказчики, у которых не хватает компетенций, опыта»,— пояснил чиновник.

    Предполагается, что система управления в новой структуре будет выстроена на базе информационных технологий, при этом добиться эффективности госрасходов позволит гибкий подход и повышение ответственности заказчика при контрактации.

    Так, по словам господина Хуснуллина, единый госзаказчик может стать «государственным ЕРС-контрактором»: поясним, такие контракты объединяют весь цикл закупки — от проектно-изыскательных работ и закупки оборудования до собственно строительства, при этом EPC-контракторы могут привлекать на каждом этапе разных подрядчиков и в ряде случаев несут риски по выполнению графика работ.

    Из проекта следует, что функции единого госзаказчика распространятся на строительство, а также работы по проектированию, реконструкции и капремонту объектов, финансируемых из федерального бюджета. Правительству при этом предстоит определить категории объектов, которые войдут в программу деятельности единого госзаказчика,— последнему надлежит также обеспечить организационное, экспертно-аналитическое, информационное и юридическое сопровождение таких объектов. Предполагается, что в компетенцию новой ППК войдут только гражданские объекты, заказы на строительство оборонных объектов и транспортной инфраструктуры будут выполняться отдельно. Впрочем, как пояснил господин Хуснуллин, в правительстве уже обсуждается создание единого госзаказчика транспортных объектов — на базе госкомпании «Автодор».

    Читать первоисточник: Коммерсант (16.11.2020)