• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 15 декабря 2020
    Деловая репутация не вписывается в госконтракты. Минфин и ФАС не договорились о ее цене

    Минфин рассчитывает передать ФАС ответственность за инициированную службой разработку норм рейтинга деловой репутации поставщиков госзаказа, а также дальнейшие согласования его с ведомствами и рынком — такое предложение Минфин уже направил в правительство. Причиной вынужденного делегирования полномочий стали так и не устраненные службой замечания к рейтингу — в их числе создание избыточной нагрузки на поставщиков и фактическое отсутствие методологии для расчета рейтинга. Сами участники рынка в предлагаемой ФАС конструкции видят коррупциогенный фактор и угрозу конкуренции.

    Минфин рассчитывает передать ФАС полномочия по разработке нормативно-правового акта, необходимого для запуска инициированного службой рейтинга деловой репутации (РДР) поставщиков по закону о контрактной системе (ФЗ-44), рассказали “Ъ” в ведомстве. Напомним, что ФАС настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков — в противовес действующему сейчас реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или исполнивших его с нарушениями. Минфин инициативу не поддерживал, ссылаясь на недоработки механизма, но в мае согласился включить возможность применения такого рейтинга в очередной «оптимизационный» пакет поправок к ФЗ-44, определив в законе РДР как совокупную оценку опыта поставщика. При этом ФАС должна была уточнить механизм формирования РДР и его цели.

    Появление в госзаказе нового рейтинга стало предметом дискуссии на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова в конце ноября, на нем Минфин получил поручение совместно с ФАС дополнительно проработать «предмет, цель и порядок применения рейтинга». Ранее замечания по инициативе поступили от Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве и Совета при президенте по кодификации гражданского законодательства. На необходимость доработки рейтинга указывал и Минфин.

    Служба предлагает применять РДР в качестве критерия допуска поставщиков к торгам, для определения оценки при проведении конкурсных процедур и для снижения обеспечения исполнения контракта. При этом формироваться рейтинг участника будет на основе совокупной стоимости исполненных контрактов и их количества за семь лет, а в случае попадания поставщика в РНП или при исполнении контракта со штрафными санкциями предлагается применять к РДР понижающий коэффициент.

    В Минфине указывают на недостаточность оценки деловой репутации исключительно на количественно-стоимостных показателях, ссылаясь на национальный стандарт оценки деловой репутации предпринимателей. Также ведомство беспокоит фактическое отсутствие методологии формирования рейтинга (отсутствие базы расчета, коэффициентов снижения рейтинга), что может повлечь ущемление прав участников закупок при использовании РДР в качестве критерия допуска к торгам. Не сняты и замечания Совета при президенте о применении двух рейтингов (РНП и РДР), что чревато избыточной нагрузкой на бизнес, указывают в министерстве. Применение рейтинга также нецелесообразно и для снижения размера обеспечения исполнения контракта, считают в финансовом ведомстве, это может привести к нарушению баланса интересов заказчиков, обязательства перед которыми не будут выполнены.

    Поскольку Минфин не инициировал внедрение рейтинга, а правительство требует ускоренного принятия оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках, ведомство обратилось в правительство с предложением определить ФАС головным исполнителем при подготовке подзаконного акта о рейтинге при принятии «оптимизационного законопроекта». Де-факто министерство предлагает рассматривать «оптимизационный пакет» и идеи внедрения рейтинга отдельно. Так, ФАС предстоит самостоятельное согласование инициативы с заинтересованными ведомствами и экспертным и деловым сообществом.

    Инициатива ФАС в действующей конструкции пока вызывает критику экспертов, поскольку несет риски конкуренции и рассматривается как коррупциогенный фактор. «Решение о допуске к торгам на основе стоимости заключенных контрактов приведет к концентрации госзаказа у крупнейших поставщиков. Более целесообразным был бы учет доли стоимости контрактов в выручке компаний, что обеспечило бы доступ малого бизнеса к госзакупкам»,— пояснил “Ъ” глава Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.

    Чего ждут от рейтинга деловой репутации на рынке

    Участники рынка госзакупок по-разному оценивают идею рейтинга деловой репутации. Заказчики чаще указывают на необходимость доработки реестра недобросовестных поставщиков (РНП) за счет учета положительного опыта исполнения контрактов. Ранее опросы показали, что заказчики не готовы отказываться от РНП и настаивали на расширении практики применения санкций из-за фальсификации документов и поставки контрафактных товаров. Поставщики, напротив, критикуют РНП за карательный подход и рассчитывают на разработку более сбалансированного инструмента, который бы учитывал и положительный опыт. Эксперты Аналитического центра при правительстве по итогам обсуждений с участниками рынка говорят о необходимости привлечь к разработке методики и присвоению рейтингов независимые рейтинговые агентства. При расчете рейтинга предлагается учитывать репутацию и предполагаемых соисполнителей по договору, и субподрядчиков и присваивать последним отдельный рейтинг, что дало бы им возможность выхода на рынок госзакупок как самостоятельным поставщикам, без посредников.

    Читать первоисточник: Коммерсант (15.12.2020)