1. Какое отношение к Закону № 44-ФЗ имеет реформа законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО)? Самое непосредственное! Именно по Закону № 44-ФЗ субъекты РФ производили отбор региональных операторов по обращению с ТКО. Последние, в свою очередь, обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ при закупке услуг транспортных компаний по перевозке ТКО. Естественно, как и во всяком новом деле, в таких закупках неизбежно возникают трудности. О них рассказывается в статье руководителя Псковского УФАС России Ольги Милонаец «Закупочные “премудрости” при реализации реформы законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами».
2. Заказчики всей страны предоставляют преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы при осуществлении закупок товаров из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. Соответствующую обязанность возлагает на заказчиков ст. 28 Закона № 44-ФЗ. Но каков фактический результат? Как часто учреждения и предприятия УИС пользуются предоставляемыми преимуществами? В статье «Эффективность осуществления конкурентных закупок с применением преимуществ для учреждений и предприятий УИС» Гасан Хидиров проанализировал данные ЕИС о количестве контрактов, заключенных с такими хозяйствующими субъектами, и пришел к достаточно неожиданным выводам.
3. Все привыкли, что в случае неисполнения контракта поставщик платит штраф, а в случае просрочки исполнения — пеню. Размеры и штрафа, и пени устанавливаются в разделе об ответственности сторон в каждом контракте, заключаемом в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Однако гражданско-правовая ответственность нерадивых исполнителей не исключает их административной ответственности. Если неисполнение контракта повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, поставщику (подрядчику, исполнителю) грозит серьезный административный штраф, предусмотренный ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Константин Раев и Олег Гурин рассказывают об этой весьма суровой мере в статье «Административная ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение контракта».
4. Всякий раз, закрепляя в контракте свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчик автоматически создает аналогичное право и для поставщика (подрядчика, исполнителя). Пусть и не слишком часто, исполнители контрактов таким правом пользуются, и заказчикам нужно быть к этому готовыми. Для этого рекомендуем ознакомиться со статьей Анастасии Дегтеревской «Расторжение контракта по инициативе поставщика».
5. В ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ устанавливаются сроки возврата обеспечения исполнения контракта по факту исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. К сожалению, для обеспечения гарантийных обязательств аналогичной нормы в Законе № 44-ФЗ нет. О том, как в этих условиях действовать заказчикам, рассказывается в статье Дмитрия Блинцова «Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика».
6. Работы и услуги в области дезинфектологии относятся к медицинской деятельности, которая требует наличия лицензии. Следовательно, при закупке работ (услуг) в области дезинфектологии участникам закупки необходимо иметь лицензию на медицинскую деятельность. Но как быть в том случае, если закупаемые работы (услуги) не связаны с оказанием медицинской помощи? Обзор взаимоисключающих позиций контрольных органов и судов приводится в статье Юлии Шаховой «Требование о наличии лицензии при закупках работ (услуг) в области дезинфектологии».
7. В рубрике «Верховный Суд не отказал» Александр Удалихин представляет вниманию читателей обзор судебных дел в сфере контрактной системы, по которым Верховным Судом РФ в 2020 г. принято определение о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
8. В рубрике «Ответы на вопросы» Елена Чернюк рассматривает проблемы, связанные с применением национального режима в сфере закупок, подготовкой документации о закупке и рассмотрением заявок на участие в конкурентных процедурах.
9. Номер завершается новеллой Елены Пластининой «Люк без крышки». Это красноречивый рассказ о том, каким не должен быть специалист в сфере закупок.