Верховный суд РФ поддержал позицию ФАС России об особенностях рассмотрения заявок на закупках с ограничениями для иностранной продукции
На таких закупках электронным площадкам надлежит направлять заказчикам все поступившие заявки, а аукционной комиссии – рассматривать их
Ранее в Верховный суд с иском обратился Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края. Он указывал на то, что письмо* об особенностях рассмотрения заявок на закупках с ограничениями для иностранной продукции антимонопольного ведомства носит не только разъяснительный характер, но и законотворческий, при этом указанные разъяснения противоречат нормам Закона о контрактной системе (44-ФЗ).
Вместе с тем, согласно Закону о контрактной системе (44-ФЗ)** электронная площадка обязана направить заказчику первые 10 поданных заявок, а аукционной комиссии заказчика надлежит*** отобрать из них 5 заявок, соответствующих требованиям закупочной документации.
Если на торги поступило свыше 10 заявок, такой порядок не позволяет корректно применить ограничения на допуск иностранной продукции, например, принцип «третий лишний»****.
Таким образом, если при проведении закупки заказчик установил ограничения для поставки иностранной продукции, оператору электронной площадки надлежит направить заказчику заявки всех участников торгов. Также заявки всех участников должна рассмотреть аукционная комиссия.
Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию ФАС России, изложенную в письме и отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований. Таким образом, суд подтвердил право ведомства выпускать разъяснения применения законодательства. В целях предупреждения нарушений на служба рекомендует участникам системы госзаказа учитывать в своей работе разъяснения ведомства.
Справочно:
**ч.18, 19 ст. 68 Закона о контрактной системе
***ч.3 ст.69 Закона о контрактной системе
**** Принцип «третий лишний» установлен постановлениями Правительства (1289, 878, 102), при котором отклоняются все заявки, содержащие предложение о поставке иностранной продукции, при наличии предложений отечественной продукции.