С 01 января 2021 года вступили с силу положения федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".
Указанным федеральным законом осуществлена реформа (переход) на реестровую модель предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности.
Суть реформы сводится к тому, что с 01.01.2021 г. право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), подтверждается не получением такого разрешения (лицензии) в виде отдельного документа, а возникает со дня внесения лицензирующим органом в реестр лицензий, ведущийся таким органом в электронной форме, записи о предоставлении лицензии.
То есть с 01.01.2021 г. лицензии (разрешения) по большинству видов деятельности не оформляются отдельными документами, а подтверждаются записями из реестров лицензий, ведущихся лицензирующими органами в электронной форме в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343. При этом такие реестры лицензий предоставляют собой открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, которые размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных (см. часть 1 и 7 статьи 21 новой редакции федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В связи с этими изменениями законодательства РФ о лицензировании у заказчика (организатора закупки) с 01.01.2021 г., казалось бы, отсутствует фактическая необходимость требовать какие-либо документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, в части наличия специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. Ведь, все эти сведения о наличии лицензии содержатся в общедоступных реестрах лицензий, размещённых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Однако, казаться и быть – это вообще разные понятия, а применительно к специфике российских регламентированных закупок в особенности.
Дело в том, что наш «регулятор» закупок - Минфин России, несмотря на то, что о переходе на реестровую модель лицензирования было известно уже в 2019 году до сих пор не привёл в соответствие с изменениями нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе) и нормы Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических ли» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках) (за исключением норм о конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
Так, в действующей редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе указанные изменения, связанные на реестровую модель оказания госуслуг в сфере лицензирования вообще никак не отражены:
- в составе заявки на участие в конкурсе и аукциона в электронной форме участники закупки по-прежнему должны предоставлять документ, подтверждающий соответствие участникам обязательным требованиям конкурсной, аукционной документации к участникам закупки (в том числе наличие у них лицензии) (см. пункт 3 части 6 статьи 54.4, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ). Аналогичным образом, ситуация обстоит и при проведении запроса котировок в электронной форме в рамках Закона № 44-ФЗ с 01.04.2021 г. (см. подпункт д) пункта 1 части 5 статьи 82.1 Закона № 44-ФЗ).
Что касается Закона № 223-ФЗ о закупках, то здесь ситуация является ещё более абсурдной:
- федеральным законом от 22.12.2020 № 452-ФЗ в статью 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках введена часть 19.1, подпункт е) пункта 9 которой фактически запрещает требовать у участников конкурентной закупки в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства какие-либо документы, подтверждающие соответствие таких участников требованиям закупочной документации, кроме декларации самого участника о своём соответствии (пояснение: если информация и документы, подтверждающие такие соответствие содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
То есть соответствие участника конкурентной закупки в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства требованию к наличию у него лицензии подтверждается исключительно декларацией самого участника такой закупки об этом (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).
Однако, данная поправка касается исключительно конкурентных закупок в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых в порядке, предусмотренным статьёй 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках. То есть не затрагивает неконкурентные закупки, а также конкурентные закупки, проводимые не в рамках специальных правил, предусмотренных статьёй 3.4 Закона № 223-ФЗ о закупках.
В связи с этим у заказчиков (организаторов закупки) возникает вопрос о том, каким документом участник закупки может подтвердить в составе заявки своё соответствие требованию закупочной документации о наличии у него лицензии?
По мнению автора, наличие у участника закупки лицензии, предусмотренной документацией о закупке, может подтверждаться после 01.01.2021 г. 3-мя следующими способами:
ВАРИАНТ 1. Участник закупки может предоставить декларацию о своём соответствии требованию к наличию у него лицензии с указанием общедоступного государственного реестра лицензий, размещенного лицензирующим органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указание адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещён такой реестр лицензий).
Обоснование: часть 1 и 7 статьи 21 новой редакции федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункт 21 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.
ВАРИАНТ 2. Участник закупки может подтвердить наличие у него лицензии путём предоставления выписки из реестра лицензий, в том числе в электронной форме, по типовой форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343. Участники закупки могут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа. При этом выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, в отличие от выписки на бумажном носителе предоставляется без взимания платы
Обоснование: часть 8 и 9 статьи 21 новой редакции федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункт 22 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.
ВАРИАНТ 3: если лицензия была получена участником закупки до 01.01.2021 г. и в неё не вносились изменения после 01.01.2021 г., то участник закупки для подтверждения наличия у него лицензии может предоставить копии ранее полученной лицензии
Обоснование: часть 3 статьи 13 федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности", которая предусматривает, что лицензии, выданные до 01.01.2021 г., сохраняют свою юридическую силу (подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу указанного закона).
Обращаю внимание читателей на то, что, по мнению автора, выбор одного из 3-х способов подтверждения наличия у участника закупки лицензии должен осуществляться самим участником закупки и не может каким-либо образом ограничиваться положениями документации о закупке.
В противном случае является очень вероятным получение заказчиком (организатором закупки) обоснованных жалоб от участников закупки в антимонопольный орган на положения закупочной документации (например, если документация будет запрещать участникам закупки предоставлять лицензии, выданные до 01.01.2021 г., или декларации с указанием общедоступного государственного реестра лицензий, размещенного лицензирующим органом в сети «Интернет», для подтверждения наличия у них лицензий, а будет требовать в качестве такого подтверждения только выписку из реестра лицензий по установленной форме).
Читать первоисточник: 223-expert.ru (17.05.2021)