Бизнес жалуется на чрезмерное ужесточение правил участия компаний в госзакупках из-за планов Минфина по деофшоризации госзаказа. Речь идет о закрытии госзаказа для офшорных «дочек» с долей офшоров более 10% — в «Деловой России» предлагают увеличить порог до 50%, указывая на риски для добросовестных компаний, вышедших на биржу. Юристы считают целесообразным ввести мягкие требования и постепенно их ужесточать в зависимости от результатов. Впрочем, Минфин уже смягчил требования в сравнении с исходной инициативой — она требовала вовсе не допускать связанные с офшорами компании к госзаказу.
“Ъ” ознакомился с письмом главы «Деловой России» Алексея Репика главе комитета Госдумы по экономполитике Сергею Жигареву о рисках деофшоризации сферы госзакупок. Речь идет о поправках Минфина к закону о контрактной системе (ФЗ-44), призванных ограничить участие в госзаказе компаний, которые имеют в составе участников или учредителей офшорные компании и их выгодоприобретателей — при владении офшором более 10% голосующих акций или 10% в уставном капитале.
По мнению автора письма, для значительного числа российских компаний требование будет неисполнимым.
Он предлагает смягчить проект: ограничить допуск к госзакупкам лишь для компаний с долей офшоров свыше 50% акций или уставного капитала. Кроме того, недопустимыми автор считает подобные ограничения для стратегических компаний и предлагает исключить их из сферы применения проектируемого требования.
Отметим, что в феврале этого года Минфин подготовил более жесткий проект по деофшоризации госзакупок — с полным запретом на участие в них офшорных «дочек», зарегистрированных в РФ. При этом юристы тогда отмечали простоту обхода запрета: требования не распространяются, например, на «внучек» офшорных компаний, а нормы о выгодоприобретателях сталкиваются со сложностями доказывания некорпоративных связей. Вместе с тем деофшоризации российской экономики требует президент. В 2015 году по инициативе курировавшего тогда госзакупки Минэкономики уже был введен запрет на сделки госзаказчиков с офшорными компаниями. При этом число коррупционных скандалов из-за вывода госсредств за рубеж не сокращается. Учитывая то, что работа над исходным проектом Минфина, вероятно, приостановлена (после опубликования на regulation.gov.ru он так и не дошел до Госдумы), а его нормы о деофшоризации вошли в оптимизационный пакет в уже смягченном виде, на дальнейшее ослабление рассчитывать, вероятно, не стоит.
Советник Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов считает хорошей идею сузить круг компаний, подпадающих под ограничения (не вводить ограничения в отношении компаний с долей офшоров менее 50%). «Столь существенное изменение правил игры может негативно сказаться и на бизнесе, и на эффективности самих госзакупок, сократив конкуренцию в этой сфере»,— поясняет он. Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов разъясняет, что жесткая первоначальная формулировка поправок (с полным запретом для «дочек») позволяла бы злоупотребления в виде искусственного вывода из участников закупки конкурентов через покупку нескольких акций (в случае публичных компаний) на офшорную компанию. «Наверняка цель законодателя была все-таки в недопуске к торгам участников, так или иначе контролируемых через офшоры. Разумно определить какой-то порог участия. Каким он должен быть — вопрос открытый»,— добавляет он. Так, часто для определения существенного контроля используется доля участия в 25% (реестры бенефициаров в ЕС), порог в 10% распространен в банковской сфере, при уведомлении об участии в иностранной компании для целей КИК и т. п. «Разумно двигаться поступательно, постепенно снижая порог допустимого участия офшоров и аффилированных компаний, одновременно мониторя достижение целей регулирования»,— указывает Рустам Вахитов.
Читать первоисточник: Коммерсант (15.06.2021)