Белый дом намерен распространить требования по импортозамещению в госзаказе на закупки у единственного поставщика — закупить иностранную продукцию в случае поправок можно будет только при отсутствии отечественного аналога. Инициативу поддерживают как в правительстве, так и в администрации президента, спор сохраняется лишь вокруг процедуры одобрения закупки. До сих пор никаких ограничений на неконкурентные закупки не было, тогда как, по разным оценкам, на них приходится порядка половины объема госзаказа. Закрытие же возможности свободно закупать иностранную продукцию может сократить и практику контрактации с единственным поставщиком.
Как стало известно “Ъ”, правительство планирует ужесточить протекционистские требования в госзаказе, распространив их на закупки у единственного поставщика. Поручение об этом промышленный вице-премьер и идеолог импортозамещения в госзаказе Юрий Борисов дал еще в апреле — в соответствии с ним Минфин подготовил изменения в порядке проведения неконкурентных закупок. Сейчас закупка у единственного поставщика может проводиться в соответствии с указом или распоряжением президента, а также постановлением или распоряжением правительства по поручению президента; в таких правовых актах указываются предмет и предельный срок контракта, обязанность поставщика выполнить контракт самостоятельно или с привлечением субподрядчиков.
Так, предложение об определении единственного поставщика пополнится номером реестровой записи в реестре отечественной промышленной или радиоэлектронной продукции, в случае же закупки иностранной продукции — обоснованием невозможности закупки российских товаров. Кроме того, Минфин предлагает скорректировать состав экспертного заключения правительства, включив в него позицию Минпромторга о подтверждении российского происхождения продукции или отсутствии в РФ аналогов иностранной.
Проекты указа и постановления уже согласованы с ФАС, Минпромторгом и Минюстом. Государственно-правовое управление (ГПУ) также проект концептуально поддерживает, однако указывает на необходимость дополнительной проработки. Так, глава ГПУ Лариса Брычева в письме в аппарат правительства указывает на избыточное требование указывать страну происхождения товара в предложении об определении единственного поставщика — оно лишь затруднит подготовку документа.
Отметим, что в последний год правительство активизировало работу по поддержке импортозамещения. В частности, с 2020 года госзаказчики и компании с госучастием должны выполнять требования по минимальной доле закупок у отечественных производителей (перечень определяется правительством). Протекционистская политика уже вызвала беспокойство Евросоюза, который намерен оспорить меры российских властей в ВТО. Впрочем, еще при принятии норм о квотировании российские власти предполагали несоответствие нормам ВТО, но настаивали на отсутствии нарушений, поскольку РФ так и не присоединилась к соглашению этой организации о доступе к госзакупкам. Тогда же президент предлагал сделать механизмы квотирования «потоньше», а первый вице-премьер Андрей Белоусов призывал госзаказчиков активнее использовать для импортозамещения закупки у единственного поставщика.
До сих пор никаких ограничений для неконкурентных закупок иностранной продукции не было. При этом доля единственного поставщика в госзаказе заметно выросла в последние годы. По оценкам Минэкономики, на такие закупки приходится более половины госзаказа (или 4,5 трлн руб. по итогам 2020 года). Мониторинг Минфина но основе данных Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) фиксирует долю единственного поставщика в 2020 году в 23% (1,9 трлн руб.). Впрочем, как признавали ранее в финансовом блоке правительства, полных данных об объемах контрактации с единственным поставщиком нет — закон позволяет оформлять такие контракты в бумажном виде, а информация в ЕИС вносится вручную заказчиками.
Читать первоисточник: Коммерсант (21.07.2021)