ВОПРОС: При проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее — ПП РФ № 102). В второй части заявки одного из участников содержится сертификат по форме СТ-1, в котором нет отметки «для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд». Как быть заказчику?
ОТВЕТ: в случае закупки товаров, на которые распространяется действие актов импортозамещения, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные такими актами, либо копии этих документов. Иначе заявка приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранных товаров (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Согласно п. 3 ПП РФ № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, подпадающих под действие данного постановления, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов ЕАЭС по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств (являются неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.).
Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 № 29 утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий (далее — Положение). Согласно п. 5.2 Положения в графе № 5 «Для служебных отметок» сертификата по форме СТ-1 вносится следующая запись: «Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд». В сертификате по форме СТ-1 сроком действия до одного года в указанной графе дополнительно делается запись о сроке действия сертификата («действителен до...»), который не может превышать один год с даты, указанной в графе 12 сертификата.
Таким образом, в графе 5 сертификата в обязательном порядке должна присутствовать запись «для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд». В случае ее отсутствия сертификат по форме СТ-1 признается недействительным, в связи с чем заявка участника, предоставившего копию такого сертификата, приравнивается к иностранной.
Такая позиция разделяется и контрольными органами в сфере закупок:
«В графе 5 представленных заявителем сертификатов по форме СТ-1 отсутствует отметка «для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд», а в графе 8 не указано наименование производителя. Следовательно, сертификат по форме СТ-1, обязанность представления которого предусмотрена ПП РФ № 102 и п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ с обязательным соблюдением установленных реквизитов, заявителем во второй части заявки представлен не был.
(Извлечение из решения Ленинградского УФАС России от 31.08.2018 по делу № 1121-03-7446-РЗ/18, изв. № 0145300006218000413; аналогична аргументация в решениях Тюменского УФАС России от 16.04.2021 по делу № 072/06/44/66/2021, изв. № 0167200003421001221, Саратовского УФАС России от 18.12.2018 № 412-18/гз, изв. № 0860200000818005669).
Отвечала на вопрос - специалист в сфере закупок, член экспертного совета ЭИС "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" Ольга Никитина.