• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 09 сентября 2021
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС.
    В первой части заявки одного из участников электронного аукциона не указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара. Должны ли мы отклонить заявку?
    ОТВЕТ.
    В случае закупки товара (в т. ч. поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (подп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В случае непредоставления этой информации участник электронного аукциона не допускается к участию в нем на основании ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.
    Вместе с тем стоит обратить внимание, что страна происхождения может быть указана участником аукциона не в самом файле заявки, а с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. В правоприменительной практике нет единства по вопросу о том, следует ли отклонить заявку в рассматриваемом случае.
    Одни контрольные органы отмечают в своих решениях, что Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность указывать страну происхождения товара посредством функционала электронной площадки — в отличие, например, от:
    - согласия на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных аукционной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона — в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ прямо указано, что такое согласие дается «с применением программно-аппаратных средств электронной площадки»;
    - декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3–9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ — согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ «указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки».
    Так, в решении Оренбургского УФАС России от 26.06.2019 по делу № 056/06/67-530/2019 (изв. № 0853500000319005445) по вышеуказанным соображениям было признано правомерным отклонение заявки участника аукциона, который не указал страну происхождения непосредственно в своей заявке, ограничившись одним лишь проставлением галочки на электронной площадке.
    Аналогичные выводы были сделаны в решении Саратовского УФАС России от 21.12.2020 по делу № 064/06/67-1584/2020 (изв. № 0860100001320000049):
    «Декларирование (указание) страны происхождения товара с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки Законом № 44-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем комиссии заказчика следует руководствоваться тем, что указано в заявках участников закупок».
    Однако в судебной практике обосновывается и противоположный подход.
    Так, в постановлении ФАС Московского округа от 26.11.2020 по делу № А40-1780/20-92-13 отмечается, что в руководстве пользователя для роли «Участник закупки по Закону № 44-ФЗ», размещенном на сайте оператора электронной площадки, указано следующее:
    «В случае если в извещении о закупке установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, в форме первой части заявки отобразится поле „Подтверждаю наличие предложений о поставке товаров российского происхождения“. Для подтверждения поставки товаров российского происхождения установите в данном поле флажок и прикрепите подтверждающие документы в открывшейся форме для прикрепления документов».
    В связи с этим суд округа пришел к выводу, что участник закупки подтвердил наличие предложения о поставке товаров российского происхождения при помощи функционала электронной площадки в структурированной форме первой части заявки, которая является ее неотъемлемой частью.
    Некоторые территориальные управления ФАС России также придерживаются этой позиции: см., например, решения Амурского УФАС России от 18.08.2020 по делу № 028/06/105-405/2020 (изв. № 0123300002120000006), Якутского УФАС России от 27.02.2020 по делам № 014/06/59-436/2020, 014/06/59-467/2020 (изв. № 0816500000620000210).
    Таким образом, бесспорное основание для отклонения заявки по п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ имеется только в том случае, если страна происхождения товара не была указана ни в заявке участника закупки, ни при помощи функционала электронной площадки. Если страна происхождения товара все же была указана вторым из названных способов, то ввиду наличия противоречивой правоприменительной практики рекомендуем при принятии решения о допуске или отклонении участника закупки обратиться к практике вашего контролирующего органа.
     
    Отвечала на вопрос - специалист в сфере закупок, член экспертного совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" Елена Чернюк.