«Соллерс Форд» заметно снизил уровень локализации Ford Transit из-за изменения параметров ее расчета. С середины августа машины перестали соответствовать минимальным требованиям для участия в госзакупках — правительство выбрало других поставщиков на крупный тендер почти на 5,6 млрд руб. на поставку скорых и на 9,7 млрд руб. по школьным автобусам. Кроме того, автозавод начал терять часть компенсаций утильсбора, что ударит по рентабельности. В «Соллерс Авто» называют текущий уровень локализации предварительным и пока делают ставку на отгрузки в сегменте e-commerce, а не госзаказ.
Автомобили Ford Transit потеряли около 500 баллов за локализацию за последний год. Как следует из заключения о подтверждении производства промпродукции в РФ от 12 августа, машины набирают около 1,2 тыс. баллов за локализацию, а версии, на базе которых сделаны автомобили скорой помощи и школьные автобусы,— 1195 баллов. Годом ранее в заключении было около 1,7 тыс. баллов. В «Соллерс Авто» “Ъ” сказали, что снижение количества баллов связано с изменениями в 719-м постановлении о локализации «в части уточнения расчета НИОКР и требований к ряду компонентов».
Основное различие — 400 баллов — действительно в оценке за НИОКР. Такой объем баллов можно получить, если отчислять на НИОКР ежегодно 1% выручки. Источники “Ъ” отмечают, что подтвердить выполнение требований именно по этой статье «сложно и долго». Один из них полагает, что заключение от 12 августа могло быть получено оперативно, например под логистическую субсидию, по которой компенсируется часть затрат при экспорте продукции за рубеж (срок подачи заявок истек 31 августа). Сейчас планка доступа на логистическую субсидию — 1 тыс. баллов. Он считает, что есть и вторая заявка с баллами за НИОКР, которая еще на рассмотрении.
В этом году специнвестконтракт, который есть у «Соллерс Форд», гарантирует лишь компенсацию 25% от уплаченного в бюджет сбора, а для полной необходимо 1,5 тыс. баллов. Поэтому как минимум на автомобили, выпущенные с 12 августа до даты выдачи нового заключения, компенсации будут замено снижены. Это ударит по рентабельности производства.
В «Соллерс Авто» говорят, что работают над увеличением числа баллов вместе с рядом поставщиков, «которые получают необходимые акты Торгово-промышленной палаты для подтверждения локальности своей продукции». С учетом неучтенных в новом заключении компонентов и операций речь может идти еще примерно о 100 баллах (помимо НИОКР). В компании не берутся оценивать объем возможных выпадающих доходов. Но источники “Ъ” говорят, что теоретически в электронном ПТС автомобиля можно написать любое число баллов, хотя обычно «никто не рискует завышать цифру на несколько сотен».
Правительство выделило на закупки скорых в июле почти 5,6 млрд руб. 31 августа единственными поставщиками 1,6 тыс. машин выбраны ГАЗ и УАЗ (также входит в «Соллерс Авто»). Также компании поставят 4,2 тыс. школьных автобусов на 9,7 млрд руб. В «Соллерс Авто» заявили, что видят огромный спрос на Ford Transit со стороны онлайн-ритейлеров и корпоративных клиентов и «в связи с этим «Соллерс Форд» не ощущает на себе негативного влияния, связанного с сокращением объемов госзакупок». «Но компания ведет работу над тем, чтобы автомобили Ford Transit соответствовали требованиям для допуска к госзакупкам, поскольку есть серьезный спрос со стороны государственных структур»,— добавляют там.
В прошлом году именно автомобили скорой помощи на базе Ford Transit были наиболее востребованной опцией в рамках госзакупок — поставлено 653 автомобиля класса С в 67 регионов. Также компания реализовала на базе Transit 362 школьных автобуса. Но продажи машин бренда действительно в 2021 году активно растут: только в августе, по данным АЕБ, они увеличились на 72%, до 1,9 тыс. машин, по итогам восьми месяцев — на 66%, до 12 тыс. штук. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что сегмент цельнометаллических фургонов сейчас растет наиболее активно, поскольку такие машины используются в e-commerce и при доставке. По его мнению, в нынешней ситуации, когда техника в дефиците, потеря госзаказа действительно малоощутима для «Соллерс Форд».
Читать первоисточник: Коммерсант (10.09.2021)