Закрыть

Рубрика "Вопрос дня"

ВОПРОС.
К участникам электронного аукциона предъявлены дополнительные требования в соответствии с п. 5 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее — ПП РФ № 99). Один из участников представил часть документов, подтверждающих его соответствие дополнительным требованиям, в составе второй части заявки. В реестре аккредитованных участников аукциона этих документов нет. Является ли это основанием для отклонения заявки данного участника?
ОТВЕТ.
Действительно, документы, подтверждающие соответствие участников закупок дополнительным требованиям, направляются оператору электронной площадки, который размещает такие документы в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (ч. 12, 13 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ). Эти документы не включаются участником аукциона в состав второй части заявки, они направляются заказчику оператором электронной площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в аукционе из числа документов, размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (ч. 8.2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, для определения соответствия либо несоответствия участника закупки дополнительным требованиям комиссия заказчика проверяет ТОЛЬКО ДОКУМЕНТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ ОПЕРАТОРОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ. Если часть документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, отсутствует в документах, направленных оператором электронной площадки, будучи представлена лишь во второй части заявки, — комиссия не должна рассматривать такие документы как направленные с нарушением установленного порядка их представления. Заявка участника закупки подлежит отклонению на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
Данный формальный подход разделяют многие территориальные органы ФАС России: см., например, решение Новосибирского УФАС России от 16.03.2021 по делу № 054/06/69-458/2021 (изв. № 0851200000621000578)).
ПРИМЕР ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ: участник аукциона не может представить документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, в составе второй части заявки, поскольку Законом № 44-ФЗ установлен четкий порядок представления данных документов оператором электронной площадки в рамках ч. 12 ст. 24.2 и ч. 8.2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Комиссия заказчика не вправе рассматривать указанные документы, т. к. они направлены с нарушением порядка их представления, предусмотренного Законом № 44-ФЗ.
Однако суды считают подобный формализм недопустимым: см. определение Верховного Суда РФ от 23.12.2020 № 308-ЭС20-19856 по делу № А63-23071/2019.
ПРИМЕР ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ: заказчиком использован формальный подход при рассмотрении заявки общества, спорные документы фактически были предоставлены в распоряжение заказчика, в связи с чем действия аукционной комиссии в указанной части не соответствуют нормам и принципам Закона № 44-ФЗ.
Если вам доподлинно известно, что ваш контрольный орган поддерживает формальный подход (имеются примеры решений по аналогичным делам), то можно рискнуть и отклонить заявку. Во всех остальных случаях лучше исходить из того, что необходимые документы фактически имеются в составе заявки.
Отвечала на вопрос - специалист в сфере закупок, член экспертного совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" Елена Чернюк
 

Архив записей

Сентябрь - 2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930