Счетная палата РФ определила основные причины неисполнения бюджетных ассигнований по госконтрактам, следует из заключения СП РФ на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год.
"Основными причинами неисполнения бюджетных ассигнований являются: недостатки в планировании, длительность проведения конкурсных процедур в связи с отсутствием заявок, <...> несвоевременность выполнения работ подрядными организациями, несвоевременность представления исполнителями работ документов для расчетов, недостаточный контроль со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета, расторжение государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ", - говорится в заключении.
При этом в документе отмечается, что наиболее низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований установлен в рамках расходов на капитальные вложения в объекты государственной собственности (91,4%) и на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности (89,6%). Такие низкие уровни исполнения объясняется переносом сроков исполнения контрактов и длительными сроками заключения государственных контрактов и соглашений.
Среди всех главных распорядителей средств федерального бюджета (90 ведомств) наиболее низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований продемонстрировали Росархив (44,6%), Федеральная антимонопольная служба (ФАС, 47,2%), Минпросвещения (45,2%), Минстрой (62,9%) и Федеральное медико-бактериологическое агентство (ФМБА, 66,6 %).
Также по результатам 2020 года СП РФ выявила 264 нарушений закупочного законодательства на 62 объектах контроля. Большая часть этих нарушений (76%) имела процедурный характер. Соответственно 24% нарушений имели финансовый характер. Стоимостной объем этих нарушений составил 5,8 млрд рублей.
В заключении подчеркивается, что нарушения выявлены на всех этапах проведения закупок - "начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов". Наибольшее количество нарушений в сфере закупок связано с организацией и проведением ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков, с нарушениями условий реализации контрактов, включая своевременность расчетов по ним, с обоснованием и определением начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и т.п.
Больше всего нарушений допустили Росреестр (17 нарушений), Минэкономразвития (13), "Курчатовский Институт" (12) и Минцифры РФ (11).
Ранее СП РФ сообщала о том, что контрольные органы РФ выявили в 2020 году 83,5 тыс. нарушений в сфере закупок на общую сумму в 362 млрд рублей. Непосредственно самой СП РФ в прошлом году при осуществлении госзакупок было выявлено 720 нарушений на общую сумму 108,5 млрд рублей. Еще 25 тыс. нарушений на 18,8 млрд рублей были выявлены контрольно-счетными органами субъектов РФ при осуществлении госзакупок и 4,8 тыс. нарушений на 4,4 млрд рублей при осуществлении закупок госкомпаний.
Большая часть этих нарушений Счетная палата связывала с обоснованием НМЦК. На них пришлось 88,8% от всей суммы финансовых нарушений.
Ранее регуляторы неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК как в госзакупках, так и в закупках госкомпаний.
"Надо навести порядок с определением, чтобы она изначально не была завышена, - говорил в прошлом году заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко. - Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях".
В целом фактическое исполнение в 2020 году расходов федерального бюджета по госконтрактам составило 5,3 трлн рублей, что составило 95,9% доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Объем неисполненных расходов составил 230 млрд рублей, или 4,1% (в 2019 году - 421 млрд 880,0 млн рублей).
Как сообщалось, всего в прошлом году госзаказчики (всех уровней - ИФ) заключили 3,4 млн контрактов (3,6 млн контрактов в 2019 году) на 8,9 трлн рублей, что 8,5% больше аналогичного показателя 2019 года.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (28.09.2021)