• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 28 сентября 2021
    Министерства поспорили о мерах поддержки строителей. Власти ищут новые варианты помощи господрядчикам на фоне роста цен на стройматериалы

    Минэкономразвития и Минфин по-разному видят меры поддержки строительной отрасли на фоне продолжающегося роста цен на стройматериалы. Но вице-премьер Марат Хуснуллин требует от министерств к 7 октября согласовать позиции
    Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою, Минфину и Минэкономразвития подготовить согласованные предложения по повышению «экономической устойчивости функционирования строительного комплекса», в том числе строительных подрядчиков. Поручение дано в ответ на предложения министра экономического развития Максима Решетникова, которые он направил Хуснуллину в начале сентября. Свои позиции министерства должны подготовить к 7 октября.

    Копии документов есть у РБК, их подлинность подтвердил источник, близкий к Минэкономразвития.

    До поступления согласованных предложений от министерств «преждевременно комментировать данный вопрос», заявили в аппарате Хуснуллина. Минэкономразвития, как уточнили в его пресс-службе, готовит предложения по поручению вице-премьера. В Минстрое не ответили на запрос РБК. В пресс-службе Минфина раскритиковали предложения Минэкономразвития, сообщив, что большинство из них «уже учтены в действующих положениях нормативных актов», а «остальные предложения представляются экономически необоснованными».

     

    Что предлагало Минэкономразвития

    В своем письме Решетников перечисляет меры, которые, по его мнению, «целесообразно реализовать» для повышения устойчивости стройкомплекса. Среди них:

    обязать госзаказчиков проводить электронные конкурсы при цене контракта от 10 млн руб. вместо аукционов, они могут «приводить к существенному падению цены контракта и низкой конечной рентабельности»;
    установить минимальный уровень рентабельности для строительных госконтрактов (предлагаемый размер показателя в письме не указан);

    предусмотреть случаи обязательного авансирования строительных госконтрактов в размере до 70%, чтобы сократить затраты подрядчиков на обслуживание процентов по банковским кредитам;

    определить единые правила корректировки стоимости госконтрактов «в случае непрерывного колебания стоимости на строительные ресурсы». Предлагается установить случаи применения заказчиками индексов корректировки расчета стоимости без проведения повторной госэкспертизы. Какие именно это случаи, в письме не говорится.

    С чем не согласен Минфин

    Минэкономразвития еще летом разработало законопроект с предложением распределять все строительные госконтракты дороже 10 млн руб. на конкурсах. Сейчас почти 90% контрактов распределяется на аукционах, в которых определяющим фактором выступает предложенная цена. В конкурсах она не единственный фактор, большее внимание при выборе подрядчика отдается квалификации и опыту.

    Возможность проводить конкурсы на строительство уже существует, а «запрещать проводить аукционы основания отсутствуют», обращает внимание пресс-служба Минфина. Проводить конкурсы вместо аукционов для строительных господрядов можно с осени 2020 года, но это не обязательное требование, а возможность.

    В Минфине также не поддержали предложение об обязательных авансах в размере до 70%. Сделать это возможно и сейчас при условии предоставления участником закупки банковской гарантии на сумму аванса, отмечает представитель министерства. По его словам, если такие авансы будут обязательным условием, это может уменьшить количество участников закупок из-за увеличения финансовой нагрузки, связанной с получением банковской гарантии.

    В Минфине также считают, что вопросы ценообразования детально урегулированы приказами Минстроя.

     

    В чем проблемы подрядчиков госстроек

    Весь последний год в России, как и во всем мире, дорожают стройматериалы. Рост цен начался осенью 2020 года, тогда особенно заметно подорожали металлопрокат и арматура. Для регулирования цен правительство с 1 августа ввело экспортные пошлины на металлопродукцию. Выросли также цены на пиломатериалы, кирпич, ПВХ-продукцию и другие материалы. Например, пиломатериалы хвойных пород, которые закупали строительные компании, к июню 2021 года подорожали, по подсчетам Росстата, на 45% в годовом выражении, но уже в июле произошла корректировка цен, и они стали на 15% ниже, чем годом ранее. Нефтяные битумы, которые используются в дорожном строительстве, в июле подорожали на 64% в годовом выражении, стальная арматура — на 77%.

    В июле крупнейшие подрядчики по строительству транспортной инфраструктуры направили письмо президенту Владимиру Путину, охарактеризовав состояние строительной отрасли как кризисное. Среди подписавших письмо были в том числе «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. В письме президенту подрядчики отмечали, что за последние пять лет убытки отрасли достигли 137 млрд руб. и положение отрасли создает «неприемлемые риски» для национальной экономики, социальной сферы и безопасности страны. Авторы обращения указывали в том числе на то, что система ценообразования в госзаказе не соответствует рыночным реалиям, не учитывает расходы на банковские гарантии, а понятие «предпринимательского дохода» отсутствует в структуре цены. В «СГМ-Мост» отказались от комментариев, РБК направил запрос в «Стройтрансгаз».

    Минстрой в ответ на это письмо в докладе президенту и правительству указал, что не видит основания для дополнительной господдержки строителей, поскольку с 2015 по 2020 год у основной доли дорожно-строительных организаций наблюдался рост чистой прибыли на 19–125%. Позже, однако, Минстрой разработал механизм изменения стоимости госконтрактов при росте цен на стройматериалы.

    Читать первоисточник: РБК (27.09.2021)