• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 29 сентября 2021
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС.
    Правомерно ли при проведении электронного аукциона на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории требовать от участника закупки членства в СРО в области инженерных изысканий? Один из участников закупки направил запрос о разъяснении положений документации об аукционе, где просит исключить указанное требование, т. к. работы по выполнению инженерных изысканий, требующие членства в СРО в области инженерных изысканий, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки. По логике участника закупки, он может, не являясь лично членом СРО в области инженерных изысканий, привлечь при исполнении контракта субподрядчика, являющегося членом такой СРО.
    ОТВЕТ.
    Согласно ст. 41.2 ГрК РФ разработка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий.
    Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для разработки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для разработки документации по планировке территории…» установлен перечень изысканий, выполняемых для разработки документации. В соответствии с указанным перечнем для подготовки проекта по планировке территории требуется проведение инженерно-геодезических изысканий.
    Согласно с п. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
    Следовательно, участники электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории должны быть членами СРО в области инженерных изысканий. При этом СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника, соответствующий размеру его взноса в указанный компенсационный фонд.
    Вышеуказанные требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.1. ст. 47 ГрК РФ.
    Контрольные органы в сфере закупок также исходят из того, что при закупке работ по подготовке документации по планировке территории участники закупки должны быть членами СРО в области инженерных изысканий: см. решения Приморского УФАС России по делу № 025/06/69-1343/2020 от 03.11.2020 (изв. № 0120600002120000004), Новгородского УФАС России от 25.02.2019 (изв. № 0150300002419000010).
    Отметим, что членство в СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории подрядчику не требуется: см. письмо Минстроя России от 19.03.2018 № 11077- АЕ/02; аналогичная позиция отражена в решении Крымского УФАС России по делу № 082/06/1414/2020 от 15.07.2020 (изв. № 0175300044220000007).
    При этом контрольные органы не считают неправомерным объединение в один объект закупки работ по подготовке проектов планировки территории и межевания территории с работами по инженерным изысканиям, для которых требуется членство в СРО.
    ПРИМЕР АРГУМЕНТАЦИИ
    «Выделение работ по инженерным изысканиям, для которых требуется членство в СРО соответствующего направления, в отдельный лот не будет отвечать принципам эффективности и результативности контрактной системы. Из позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов».
    Пример взят из решения Новгородского УФАС России по делу № 053/06/31-28/2019 от 25.02.2019 (изв. № 0150300002419000009), однако сходную аргументацию можно найти также и в решении Камчатского УФАС России от 27.05.2021 по делу № 041/06/31-223/2021 (изв. № 0138300000421000296): «Поскольку выполнение инженерных изысканий является неотъемлемой частью объекта закупки, следовательно, участник закупки должен являться членом СРО в области инженерных изысканий». Аналогичная позиция содержится в решениях Сахалинского УФАС России по делу № 376/17 от 11 декабря 2017 года (изв.№ 0161300000117001407), Башкортостанского УФАС России по делу № ТО002/06/105-2430/2019 от 23.09.2019 (изв. № 0101300001919000109), постановлении Четырнадцатого ААС от 18.11.2016 по делу № А44-5041/2016.

    Отвечала на вопрос

    специалист в сфере закупок, член экспертного

    совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" 

    Елена Чернюк.