• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 19 октября 2021
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС.
    Проводится аукцион на поставку одноразового белья (халатов и фартуков). В документации установлен запрет на поставку иностранных товаров, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее — ПП РФ № 616). Участник закупки представил информацию о номере записи в реестре российской промышленной продукции, по которой открывается выписка на комплект одноразового белья, содержащий, среди прочего, закупаемые халаты и фартуки. Получается, что:
    • вместо выписки из реестра российской промышленной продукции участник закупки указал номер реестровой записи;
    • реестровая запись составлена не в отношении закупаемых халатов и фартуков как таковых, а в отношении комплекта, в который они входят в качестве части.
    Не следует ли в данном случае отклонить заявку?
    ОТВЕТ.
    В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, если закупаемые товары подпадают под действие соответствующих нормативных правовых актов. При отсутствии в заявке указанных документов заявка приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранных товаров. Если при осуществлении закупки установлен запрет на закупку товаров, происходящих из иностранных государств, отсутствие в заявке вышеуказанных документов является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке на основании ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
    Согласно п. 10 ПП РФ № 616 участник закупки подтверждает соответствие предлагаемых промышленных товаров требованиям указанного постановления предоставлением в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции (а в случае закупки отдельных видов радиоэлектронной продукции — декларации о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции) с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров. Кроме того, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, указывается также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ.
    Таким образом, для подтверждения страны происхождения предложенного товара в составе второй части заявки должна быть предоставлена именно выписка из реестра, а не какой-то иной документ. С формальной точки зрения информация о номере реестровой записи не заменяет выписку из реестра и потому не является надлежащим подтверждением страны происхождения товара для целей применения ПП РФ № 616.
    Часть контрольных органов разделяет вышеприведенную позицию. Приведем в качестве примера решение Дагестанского УФАС России от 11.03.2021 № 005/06/106-343/2021 (изв. № 0103200008421000097).
    ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА: в составе второй части заявки участником закупки не были представлены выписки из реестра российской промышленной продукции, были указаны лишь реестровые номера и приложены заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.
    ВЕРДИКТ УФАС: «представленный участником закупки в заявке документ (заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ) не является документом, предусмотренным п. 10 ПП РФ № 616. Заявка участника закупки не соответствует требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе».
    Но существует и иной, менее формальный подход, примером которого может служить решение Московского УФАС России от 16.11.2020 по делу № 077/06/105-19675/2020 (изв. № 0873500000820004124):
    «Комиссией УФАС установлено, что в составе второй части заявки участника закупки отсутствует выписка, предусмотренная ПП РФ № 616. Вместе с тем в ней содержится информация о реестровых номерах из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ: № 1284\246\2020, 1284\38\2020, что беспрепятственно позволяет аукционной комиссии заказчика установить страну, в который данный товар производится, а также проверить представленную в заявке участника закупки информацию на соответствие требованиям документации об аукционе. Указание участником закупки исключительно реестровых записей поставляемой продукции не противоречит требованиям аукционной документации и действующему законодательству. Отклонение заявки участника закупки при наличии в ее составе информации о реестровых номерах из реестра российской промышленной продукции является неправомерным и может привести к ограничению количества участников закупок».
    Таким образом, если заказчик может, используя указанные в заявке реестровые номера, самостоятельно получить выписку из реестра, отклонение заявки по формальному основанию (за отсутствие выписки) представляется рискованным.
    Точно так же рискованным представляется отклонение заявки на том основании, что выписка представлена на комплект одноразового белья, содержащий необходимые заказчику фартуки и халаты, а не отдельную выписку на фартуки и отдельную — на халаты. Как указано в решении Хабаровского УФАС России от 01.06.2021 № 7-1/219, «в реестр вносятся как товарные группы, так и конкретные товарные позиции; ни ПП РФ № 616, ни Закон № 44-ФЗ не устанавливают запрет на предоставление одной выписки на все позиции по закупке». В решении от 14.10.2020 по закупке 0356100000320000154 комиссия Пермского УФАС России так же не нашла оснований для отклонения заявки, в которой была представлена выписка на КОМПЛЕКТ, содержавший необходимый заказчику халат хирургический.
    Для требования о предоставлении выписки на конкретные изделия, а не на комплект, в состав которого они входят, необходима убедительная аргументация. Например, в случае закупки стерильных медицинских изделий вскрытие комплекта может нарушить стерильность, и этот факт может служить обоснованием для отклонения заявки.
    Подобная ситуация получила правовую оценку в решении Бурятского УФАС России от 07.06.2021 № 003/06/69-531/2021, 003/06/69-539/2021 (изв. № 0102200001621001677):
    «В представленных выписках необходимый заказчику товар указывается в составе комплектов: например, “бахилы” в выписке 2480\4\2020 и 1771\3\2020 представлены в составе комплекта, “комплект операционного белья” в выписке 2480\4\2020 состоит из позиций «халат хирургический; костюм хирургический (куртка, рубашка, брюки), комбинезон; шапочка; бахилы; фартук; полотенце (салфетка) (200-700)×(200-1000) мм; нарукавники”, при этом отсутствует “маска”, на которую представлена отдельная выписка под номером 2480\1\2020. Поскольку заказчику необходим стерильный комплект, недопустимо нарушать его целостность путем смешения различных комплектов. Из представленных выписок невозможно сделать вывод о соответствии указанной комплектации заявленным техническим требованиям».

    Отвечала на вопрос

    специалист в сфере закупок, член экспертного

    совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" 

    Ольга Никитина.