Заказчик — бюджетное учреждение. Обязан ли такой заказчик указывать в контракте условие, предусмотренное ч. 5 ст. 78.1 БК РФ? А именно предусматривать возможность изменения существенных условий контракта в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Изменение существенных условий контракта допускается исключительно в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно ч. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, ВКЛЮЧАЕТСЯ УСЛОВИЕ о возможности изменения по соглашению сторон размера и/или сроков оплаты и/или объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Как указывало в свое время Минэкономразвития России в письме от 06.06.2016 № Д28и-1467, заказчики ВПРАВЕ включать в проект контракта условие о возможности его изменения по соглашению сторон в соответствии с ч. 5 ст. 78.1 БК РФ.
«С учетом того, что заказчик является бюджетным учреждением, а также принимая во внимание ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ст. 78.1 БК РФ, п. 11.6 проекта контракта не противоречит Закону № 44-ФЗ, поскольку действующее законодательство предусматривает, что в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии бюджетному учреждению возможно изменение размера, сроков оплаты, объема товаров, услуг».
Аналогично решение Краснодарского УФАС России от 22.09.2016 по делу № ЭА–1376/2016 (изв. № 0318100021016000036).
Однако некоторые контрольные органы считают, что бюджетное учреждение может и НЕ ВКЛЮЧАТЬ в проект договора условие, предусмотренное ч. 5 ст. 78.1 БК РФ. Например, в решении Ленинградского УФАС России от 14.03.2018 по делу № 213-03-1805-РЗ/18 (изв. № 0145200000417002506) была дана следующая правовая оценка доводу жалобы о том, что в проекте контракта бюджетного учреждения отсутствует вышеуказанное условие:
«Жалоба в этой части не подлежит удовлетворению, поскольку положениями ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения условий контракта при наличии обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 78.1 БК РФ. Положения Закона № 44-ФЗ являются специальными отношению к положениям БК РФ, а потому условие о цене в данном случае должно определяться на основании Закона № 44-ФЗ».
Сходная аргументация приводится также в решении Тюменского УФАС России от 03.11.2016 по делу № 320 (изв. № 0167200003416006693).
ВЫВОД по рассматриваемому вопросу:
Включение в контракт условия, соответствующего формулировке из ч. 5 ст. 78.1 БК РФ, можно обосновать ссылкой на указанную норму, а также на ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе основывается в т. ч. на положениях БК РФ и состоит не только из Закона № 44-ФЗ, но и других федеральных законов (одним из которых является БК РФ). Однако само по себе наличие в контракте такого условия не поможет бюджетному учреждению ЗАСТАВИТЬ поставщика (подрядчика, исполнителя) изменить условия контракта в случае уменьшения суммы субсидии: заключение дополнительного соглашения возможно ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ второй стороны контракта.
Отвечала на вопрос
специалист в сфере закупок, член экспертного
совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ"
Ольга Никитина
.