• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 21 октября 2021
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС.
    Заказчик — бюджетное учреждение. Обязан ли такой заказчик указывать в контракте условие, предусмотренное ч. 5 ст. 78.1 БК РФ? А именно предусматривать возможность изменения существенных условий контракта в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
    ОТВЕТ.
    Изменение существенных условий контракта допускается исключительно в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона № 44-ФЗ. При этом согласно ч. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, ВКЛЮЧАЕТСЯ УСЛОВИЕ о возможности изменения по соглашению сторон размера и/или сроков оплаты и/или объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
    Как указывало в свое время Минэкономразвития России в письме от 06.06.2016 № Д28и-1467, заказчики ВПРАВЕ включать в проект контракта условие о возможности его изменения по соглашению сторон в соответствии с ч. 5 ст. 78.1 БК РФ.
    Контрольные органы чаще всего считают правомерным включение бюджетным учреждением в проект контракта условий, предусмотренных ч. 5 ст. 78.1 БК РФ. Приведем в качестве примера решение Удмуртского УФАС России от 24.04.2020 по делу № 018/06/106-420/2020 (изв. № 0813500000120005083):
    «С учетом того, что заказчик является бюджетным учреждением, а также принимая во внимание ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ст. 78.1 БК РФ, п. 11.6 проекта контракта не противоречит Закону № 44-ФЗ, поскольку действующее законодательство предусматривает, что в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии бюджетному учреждению возможно изменение размера, сроков оплаты, объема товаров, услуг».
    Аналогично решение Краснодарского УФАС России от 22.09.2016 по делу № ЭА–1376/2016 (изв. № 0318100021016000036).
    Однако некоторые контрольные органы считают, что бюджетное учреждение может и НЕ ВКЛЮЧАТЬ в проект договора условие, предусмотренное ч. 5 ст. 78.1 БК РФ. Например, в решении Ленинградского УФАС России от 14.03.2018 по делу № 213-03-1805-РЗ/18 (изв. № 0145200000417002506) была дана следующая правовая оценка доводу жалобы о том, что в проекте контракта бюджетного учреждения отсутствует вышеуказанное условие:
    «Жалоба в этой части не подлежит удовлетворению, поскольку положениями ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения условий контракта при наличии обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 78.1 БК РФ. Положения Закона № 44-ФЗ являются специальными отношению к положениям БК РФ, а потому условие о цене в данном случае должно определяться на основании Закона № 44-ФЗ».
    Сходная аргументация приводится также в решении Тюменского УФАС России от 03.11.2016 по делу № 320 (изв. № 0167200003416006693).
    ВЫВОД по рассматриваемому вопросу:
    Включение в контракт условия, соответствующего формулировке из ч. 5 ст. 78.1 БК РФ, можно обосновать ссылкой на указанную норму, а также на ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе основывается в т. ч. на положениях БК РФ и состоит не только из Закона № 44-ФЗ, но и других федеральных законов (одним из которых является БК РФ). Однако само по себе наличие в контракте такого условия не поможет бюджетному учреждению ЗАСТАВИТЬ поставщика (подрядчика, исполнителя) изменить условия контракта в случае уменьшения суммы субсидии: заключение дополнительного соглашения возможно ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ второй стороны контракта.

    Отвечала на вопрос

    специалист в сфере закупок, член экспертного

    совета ЭИС"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" 

    Ольга Никитина

    .