• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 30 ноября 2021
    Банки, ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации станут субъектами контроля в рамках госзакупок

    Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2044

    Банки, госкорпорация ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации (РГО) с 1 января 2022 года станут субъектами контроля в рамках контрактной системы, следует из правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации.

    Этим документом названные организации включены в перечень субъектов контроля, осуществляемого Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России в отношении участников контрактной системы. Правила осуществления такого контроля были утверждены осенью прошлого года. Они определяют предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок, порядок действий контрольных органов и их должностных лиц при неисполнении предписаний и т.п. Также в правилах оговаривается, что при проведении выездных плановых и внеплановых проверок контрольный орган может привлекать правоохранительные органы. Кроме того, в правилах прописаны, в числе прочего, права и обязанности, как "контролеров", так и проверяемых.

    Включение банков, госкорпорации ВЭБ.РФ и РГО (последние с января 2022 года смогут выдавать участникам госзакупок независимые гарантии) в число проверяемых в перечень субъектов контроля связано с тем, что в рамках контрактной системы пока не решена проблема неплатежей по банковским гарантиям.

    "Проблематика (неплатежей по банковским гарантиям - ИФ) известна, и такое явление имеет место быть, - говорила ранее руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. - Министерство совместно с ЦБ РФ проводит анализ по возможности влияния на финансовые организации в части исполнения ими обязательств по банковским гарантиям".

    Банки, в свою очередь, отмечали, что не видят для себя рисков, связанных с усилением контроля в сфере предоставления банковских гарантий при госзакупках.

    "Для себя мы не видим рисков в случае введения дополнительного контроля за исполнением банками обязательств в рамках выданных гарантий, поскольку всегда исполняем свои обязательства своевременно, - говорила "Интерфаксу" руководитель направления по развитию торгового финансирования Райффайзенбанка Татьяна Ивашкова. - Мы поддерживаем усиление мер контроля в отношении недобросовестных участников рынка, но вместе с тем следует отметить, что необходимо внимательно проработать техническую реализацию с привлечением экспертов со стороны банковского сообщества".

    По словам Ивашковой, доля гарантий, выданных в рамках госзакупок, составляет 20-30% от общего портфеля гарантий банка. При этом она подчеркнула, что в России, как и во всем мире, средние показатели выплат по полученным требованиям крайне незначительны и составляют менее 1%.

    Заместитель председателя правления банка "Санкт-Петербург" (MOEX: BSPB) Вячеслав Ермолин отмечал "Интерфаксу", что доля банковских гарантий, по которым в банк поступают требования бенефициаров (в данном случае - госзаказчики - ИФ) составляет порядка 0,6% за все время работы продукта (предоставление онлайн-гарантии в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, осуществляется с марта 2018 года). При этом доля дефолтных гарантий, по которым банком выплачены денежные средства, не возмещенные принципалами (участниками закупок - ИФ) - менее 0,5%.

    В рамках госзакупок в 2020 году банки выдали участникам закупок 814 тыс. банковских гарантий (на 6% меньше показателя 2019 года) на общую сумму более 1,5 трлн рублей (на 15% больше показателя 2019 года). Из них около 575 тыс. гарантий на 1,3 трлн рублей были выданы в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще 146 тыс. гарантий (на 183 млрд рублей) были предоставлены в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а 93 тыс. гарантий (на 36 млрд рублей) - в качестве обеспечения гарантийных обязательств.

    По оценкам экспертов, в России, как и во всем мире, средние показатели выплат по полученным требованиям крайне незначительны и составляют менее 1%.

    В настоящее время банки устанавливают плату за предоставление банковских гарантий в рамках госзакупок исходя из ставки в размере 1-3% от суммы гарантии.

    Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (30.11.2021)