Активизация борьбы ФАС с картелями на рынке госзакупок лекарств в 2016 году создала на нем новые проблемы — борьба за снижение цен на приобретаемые государством препараты провоцирует затягивание поставок. Заказчикам приходится повторять одни и те же процедуры три—пять раз: это позволяет поставщикам добиться приближения цен заказа к рыночным и обеспечивает пустой работой обе стороны. Следствием становится снижение конкуренции и рост концентрации крупных поставщиков в этом сегменте, констатирует в докладе по теме Институт государственного и муниципального управления ВШЭ. Рекомендации экспертов сводятся к либерализации правил игры и их переориентации с соблюдения формальностей на результат.
Аналитики Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) Высшей школы экономики обнаружили в госзакупках лекарств целый куст проблем, вызванных охотой ФАС на картели в 2015–2017 годах (тогда, напомним, служба использовала «антикартельную» риторику для расширения полномочий). Применительно к лекарствам эта борьба выразилась в выпуске Минздравом приказа №871н от 26 октября 2017 года (позже обновлен приказом №1064н от 19 декабря 2019 года), требовавшего определения начальной цены закупок как «минимальной из минимальных». Эксперты из ИГМУ исследовали последствия этого для поставок лекарств госпитального сегмента, сосредоточившись на анализе «сорванных» закупок (в которых отсутствовали участники либо все заявки участников были отозваны или не прошли по формальным критериям), по итогам которых контракт на поставку медикаментов не был заключен. Мониторинг проводился по госзакупкам препаратов с января 2019 года по ноябрь 2021 года.
В цифрах ИГМУ описывает этот процесс так: в 2021 году было сорвано 10,9% госзакупок лекарств на 58,6 млрд руб., в 2020-м — 11,3% на 78,3 млрд руб. (в среднем в госзакупках — 8,7% срывов). Однако на деле ситуация еще драматичнее: еще 65,5% закупок в 2021 году и 63,5% годом ранее также не состоялись — по причине прихода на электронный аукцион только одного участника.
Таким образом, лекарства госпитального сегмента сейчас закупаются только в результате одной из четырех процедур (24,9% и 23,6% всех таких закупок в 2020–2021 годах). Исследование выборки закупок отдельных препаратов, включенных в ЖНВЛП, показало, что в результате от 4 до 11 регионов в 2020 году по ряду позиций вообще не смогли провести ни одной госзакупки.
Повторение «пустых» процедур, несомненно, создает занятость на обеих сторонах таких сделок — зарплаты за участие в них получают как отделы закупок госзаказчиков, так и представители поставщиков. Тем временем задержки поставок — от 28 дней до полутора лет — заставляют региональные власти извиняться перед пациентами за отсутствие в государственном здравоохранении препаратов. Отметим, впрочем, что этот же инструмент может позволять региональным ТФОМС уклоняться от закупок дорогих лекарств от редких болезней, чтобы не оказаться в ситуации опустошения местного медицинского бюджета.
Отдельно ИГМУ были проанализированы 100 самых крупных закупок лекарств в 2020 и 2021 годах. Здесь ситуация еще жестче — из 100 закупок не состоялись 97 на 102 млрд руб., большая часть (92,9%) — из-за прихода на аукцион лишь одного участника, еще 5,3% — из-за срыва закупки. На состоявшиеся три закупки пришлось лишь 1,4% всех выделенных средств.
Комментируя эту картину, заместитель главы ИГМУ Константин Головщинский отмечает — эксперты давно говорят о необходимости «индивидуализации» ценового регулирования в отраслевых закупках. В пример он приводит строительный госзаказ, где административный вес профильного вице-премьера Марата Хуснуллина и вес самой стройки в госзаказе способствовали смягчению «аукционного крена» и введению гибкого ценового регулирования. Но в фармзакупках такого не происходит, притом что на госсегмент приходится 33% всего рынка.
Как отмечает глава ассоциации международных фармкомпаний «Инфама» Вадим Кукава, данные ИГМУ в очередной раз показывают, что ФЗ-44 неоптимален для закупки лекарств. «Его несовершенство особенно очевидно в закупках инновационных препаратов, защищенных патентом,— добиваться снижения цены необходимо за счет переговоров напрямую с производителем»,— говорит он. Впрочем, как считает глава аналитической компании DSM Group, скоро ждать серьезных изменений в законодательстве о госзакупках не стоит. Что касается предложения экспертов допустить до госзакупок лекарств больше малого бизнеса (одна из рекомендаций ИГМУ), то в фармацевтике эта мера не может работать. «В РФ просто нет малых фармацевтических предприятий»,— говорит он.
В ФАС “Ъ” сообщили, что «исключение обязанности заказчика использовать минимальное значение цены может привести к увеличению бюджетных расходов», а аппарат правительства уже поручал изучить вопрос — в рамках совещаний ФАС, Минздрава, Минпромторга и представителей регионов «ведомства выявили, что к несостоявшимся аукционам при закупках лекарственных препаратов приводит в том числе использование различных баз данных по лекарственным препаратам». «Эти базы данных не синхронизированы между собой и в ряде случаев содержат некорректные сведения»,— говорят в ФАС. Служба «направила в Минздрав свои предложения о мерах повышения эффективности закупок лекарств и сокращения числа несостоявшихся аукционов».
Читать первоисточник: Коммерсант (13.12.2021)