В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может заключаться контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и/или предприятием УИС, в т. ч. для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ.
Такой перечень как раз и утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее — ПП РФ № 1292, Перечень).
ФАС России подчеркивала, что закупка по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может осуществляться заказчиком только в том случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием УИС в соответствии с Перечнем:
«ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у учреждения или предприятия УИС товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями УИС, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например, сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т. д.» (письмо ФАС России от 14.11.2019 № ИА/100040/19).
Отступление от этого принципа будет означать незаконное использование заказчиком п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в качестве основания для осуществления закупки.
Приведем пример правовой оценки из определения Верховного Суда РФ от 16.07.2020 № 309-ЭС20-10184 по делу № А07-11342/2019:
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что работы, выполняемые непосредственно предприятием, составляют незначительный процент объема работ об общей стоимости контракта (5 %), тогда как остальной объем передан коммерческой организации, не входящей в систему исполнения наказаний и не подпадающей под установленные законодательством исключения.
При таких обстоятельствах суды согласились с выводами антимонопольного органа о том, что государственный заказчик заключил оспариваемый контракт у единственного поставщика в обход конкурентных процедур.
Обратите внимание, что часть товаров, работ и услуг отмечена в Перечне знаком «*». Это означает, что поставка таких товаров, выполнение работ, оказание услуг может осуществляться учреждениями и/или предприятиями УИС для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС.
Также следует помнить, что закупки по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ подпадают под действие постановления Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 5.1 ст. 99 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Следовательно, в случае осуществления закупки на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчику необходимо до заключения контракта направить в контрольный орган проект контракта на бумажном носителе в трех экземплярах, а при наличии технической возможности еще и на съемном машинном носителе информации с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
На вопрос отвечала эксперт
учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Елена Чернюк