Подпадает ли содержание объектов благоустройства городских территорий — таких как парки, скверы, кладбища, игровые площадки — под действие поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571? Под «содержанием объектов благоустройства» понимаются уборка, ремонт, обслуживание, замена старых элементов новыми, покраска, посадка цветов, кустарников и деревьев и т. д.
Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ благоустройство территории — это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В силу п. 3.2 «СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» благоустройство территории — это КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
К элементам благоустройства территории данный документ относит:
• декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;
• растительные компоненты;
• различные виды оборудования и оформления;
• малые архитектурные формы;
• некапитальные нестационарные сооружения;
• наружную рекламу и информацию, применяемые как составные части благоустройства.
Нередко контрольные органы, ссылаясь на п. 3.2 СП 82.13330.2016, относят к работам по благоустройству исключительно работы инженерно-технического характера.
Так, комиссия Ростовского УФАС России в решении от 03.03.2022 по делу № 061/06/42-268/2022 (изв. № 0358300445722000005) не согласилась с отнесением к работам по благоустройству работ по текущему содержанию объектов озеленения (уход и содержание газонов и клумб, фигурных клумб, объектов вертикального озеленения, кустарников и деревьев на территории города Белая Калитва). Контрольный орган указал, что закупаемые работы не предусматривают проведения КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка, следовательно, не относятся к благоустройству территории. Отсюда был сделан вывод, что у заказчика не имелось оснований требовать наличия у участников закупки опыта исполнения работ, указанных в п. 9 приложения к ПП РФ № 2571.
Вместе с тем следует учитывать, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления утверждение правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.
Правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются (абз. 21 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ):
• требования к благоустройству и элементам благоустройства;
• перечень мероприятий по благоустройству;
• порядок и периодичность их проведения.
Как следует из ч. 1 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Содержание правил благоустройства территории на федеральном уровне определяется положениями ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ, но законом субъекта РФ могут быть предусмотрены и иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Таким образом, при принятии решении об отнесении таких работ по содержанию объектов благоустройства, как уборка, ремонт, обслуживание, замена старых элементов новыми, покраска, посадка цветов, кустарников и деревьев и т. д., к работам по благоустройству территорий и об установлении дополнительных требований к участникам закупки согласно п. 9 приложения к ПП РФ № 2571 необходимо руководствоваться Правилами благоустройства территорий, принятыми вашим органом местного самоуправления. Именно указанные правила содержат «истину в последней инстанции» по рассматриваемому вопросу.
«Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, которые необходимо выполнить в рамках осуществления данной закупки, Правилами благоустройства г. Красноярска не отнесены к работам по благоустройству г. Красноярска. В связи с тем, что требуемые в рамках рассматриваемой закупки работы не относятся ни к благоустройству территории, ни к ремонту и содержанию автомобильных дорог, заказчиком правомерно не установлены требования к наличию опыта работ согласно ПП РФ № 2571».
На вопрос отвечала эксперт
учебного центра ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Елена Чернюк