Максим Кизенков об импортозамещении в аэропортах юга России
В результате санкционного давления на Россию контракты на поставку продукции европейских производителей практически приостановлены или расторгаются. В этих условиях ГК «Аэродинамика» постепенно переходит к закупкам отечественной техники и комплектующих. Чтобы ускорить процесс импортозамещения, аэропорты необходимо исключить из сферы действия закона 223-ФЗ, считает директор по закупкам ГК «Аэродинамика» Максим Кизенков.
«Аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы активно обновляют автомобильную и специальную технику. Так, аэропорт Краснодар приобрел распределитель жидких реагентов российского производства. Это "Иней" Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования. Машина создана в рамках существующей программы импортозамещения и является единственным на сегодняшний день аналогом зарубежной техники по противообледенительной обработке аэродромных покрытий. Кроме того, мы прорабатываем с партнерами возможность усовершенствования некоторых модификаций автобусов ЛИАЗ. Планово проходит замена импортных автомобилей на отечественные машины. Есть предложения по изготовлению запчастей для ремонта ходовых частей импортной спецтехники. Всего в автопарке ГК "Аэродинамика" используется 537 единиц техники, из которых 48% — отечественного производства.
В процессе импортозамещения основные трудности лежат в части определения технических характеристик аналогов и юридического сопровождения. Необходимо проанализировать большой массив информации, сопоставить аналогичность техники, выехать к производителям, определить возможность применения в наших условиях, параллельно расторгнуть действующий контракт, провести закупку в соответствии с федеральным законом, получить предложения и выбрать наиболее оптимальный вариант. На это может уходить до полугода. Все закупки проходят в соответствии с 223-ФЗ и Положением о закупках в электронной форме.
Для поддержания высокого уровня безопасности работы в условиях поиска и появления новых производителей необходимо законодательно расширить возможности выбора поставщиков для аэропортов. Знаем, что уже несколько лет на разных уровнях идут дискуссии об исключении аэропортов из сферы действия закона 223-ФЗ, но никаких решений по этому направлению не принято. Не помешало бы создание и ведение всероссийского реестра номенклатуры продукций со всеми аналогами и производителями. Это кратно ускорило бы процесс коммуникаций и существенно снизило транзакционные издержки. В текущий момент видим некоторые инициативы по этому направлению от Минстроя, Минсвязи и других ведомств, но они носят довольно локальный характер. Также закрытым аэропортам нужна поддержка в части компенсации затрат на содержание федеральных объектов, терминальных мощностей и сохранение персонала. Немаловажным фактором станет поддержка в части модернизации информационных систем и оборудования».
Читать первоисточник: Коммерсант (20.06.2022)