В Госдуме РФ один из законопроектов с изменениями в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ был существенно дополнен ко второму чтению.
Законопроект на момент внесения предполагал только порядок изменения условий контракта на геологическое изучение недр.
Важно отметить, что законопроектом предусмотрено приостановление до 01.01.2024 правил вступления в силу изменений в законодательство о контрактной системе (изменения должны вступать в силу не ранее 1 января следующего года, а в случае их принятия после 1 октября – не ранее 1 января года, следующего за очередным годом. Например, по данному правилу изменения, принятые до конца 2022 года, должны были бы вступить в силу не раньше 01.01.2024).
Таким образом, заказчикам следует быть готовыми к тому, что эти и другие изменения в сфере закупок будут вступать в силу сразу же после их принятия или в иные сокращенные сроки.
Большая часть изменений касается закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчики вправе заключать прямые контракты на обращение с отходами I и II класса опасности на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в настоящее время предусмотрено только обращение с твердыми коммунальными отходами).
Предусмотрено заключение прямых контрактов в целях проведения специальной военной операции на основании п. 56 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заказчиками по таким контрактам, помимо Минобороны России, могут стать и иные федеральные органы исполнительной власти, учреждения и унитарные предприятия по решению Правительства РФ.
На этих же заказчиков не будет распространяться ограничение годового объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в размере 50 млн. рублей.
Новое основание для заключения контракта с единственным исполнителем – оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.
Для контрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке отменяется обязательное обеспечение их исполнения. Заказчик вправе по своему усмотрению установить обеспечение исполнения такого контракта на основании ч. 2 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Одновременно до 31.12.2023 продлевается право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств в большинстве закупок (ч. 64.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Расширен перечень контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведения о которых не размещаются на официальном сайте (при этом в реестр такие контракты по-прежнему включаются) (п. 1 ч. 5 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ).
До 31.12.2023 предусмотрена дополнительная возможность изменения существенных условий контракта по ряду оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
До 31.12.2023 продлена возможность Правительства РФ и высших исполнительных органов субъектов РФ устанавливать дополнительные основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ).
Кроме того, до 31.12.2023 и 01.01.2024 продлена возможность изменения условий контрактов на основании ч. 65.2 и 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ соответственно.
Также законопроект предполагает перенос сроков действия отдельных переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Читать первоисточник: Гражданский контроль государственных закупок (25.10.2022)