• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 11 января 2023
    Рубрика "Вопрос дня"
    ВОПРОС 
    Готовим электронный конкурс на оказание услуг по информационной безопасности и хотим установить показатель квалификационного критерия оценки заявок «наличие у участников закупки деловой репутации». Как корректно это сделать?
     
    ОТВЕТ
    Согласно подп. «г» п. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее — Положение № 2604) для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» может применяться в т. ч. такой показатель, как «наличие у участников закупки деловой репутации». При этом из п. 29 Положения № 2604 следует, что данный показатель может применяться исключительно при осуществлении таких закупок, когда поставщиками (подрядчиками, исполнителями) могут являться только юридические лица и/или индивидуальные предприниматели.
    В случае применения показателя «наличие у участников закупки деловой репутации»:
    а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном п. 20 Положения № 2604;
    б) в порядке оценки заявок определяются:
    •    документ, предусмотренный национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации (ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности»);
    •    связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с классификатором ОКВЭД2, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.
    Таким образом, участнику закупки необходимо представить документ, предусмотренный ГОСТ Р 66.0.01-2017 и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации (сертификат соответствия). Такой документ должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по виду деятельности, соответствующему коду ОКВЭД2, к которому относится проводимая закупка.
    Требовать какие-либо иные документы заказчик не вправе. В качестве примера приведем решение Тверского УФАС России от 23.08.2022 № 05-6/1-155-2022 (изв. № 0836100000422000027).
    В данном случае заказчик указал в порядке оценки заявок, что по показателю «деловая репутация» он будет оценивать наличие у участника закупки действующего на дату подачи заявки на участие в конкурсе рейтинга надежности рейтингового агентства «Эксперт РА» или АКРА, а к оценке будут приниматься копии соответствующих свидетельств, подтверждающих наличие действующего рейтинга финансовой надежности.
    Контрольный орган отметил, что в силу п. 6.1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 в целях оценки соответствия требованиям системы стандартов заявитель обращается за получением сертификата соответствия в орган по сертификации или акта инспекции в орган инспекции. Оценка соответствия в форме сертификации является первичной для заявителя в целях получения индекса деловой репутации. Оценка соответствия в форме инспекции осуществляется в целях подтверждения и актуализации индекса деловой репутации заявителя.
    Таким образом, наличие у участников закупки деловой репутации подтверждается исключительно представлением сертификата соответствия, предусмотренного ГОСТ Р 66.0.01-2017 и определяющего индекс деловой репутации участника закупки. В связи с этим установленные заказчиком требования к детализирующим показателям квалификационного критерия были признаны неправомерными. Контрольный орган усмотрел в действиях заказчика признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
    А вот пример порядка оценки деловой репутации участника закупки, не вызвавшего никаких нареканий со стороны контрольного органа (см. решение Санкт-Петербургского УФАС России от 20.07.2022 по делу № 44-2293/22, изв. № 0472100001522000001):
    «К оценке принимается электронный образ действующего на дату подачи заявки сертификата соответствия деловой репутации участника конкурса требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017, если в нем указан один или несколько из перечисленных ниже видов деятельности участника конкурса в соответствии с классификатором ОКВЭД2, связанных с предметом контракта, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации, а именно:
    •    69.2 «Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию»;
    •    69.20 «Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию»;
    •    69.20.1 «Деятельность по проведению финансового аудита».
    Ниже представлено несколько примеров, в которых контролирующие органы не усмотрели нарушений в действиях заказчика при установлении в закупке следующих положений для показателя оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации».
    Сходный порядок оценки деловой репутации участников закупки получил одобрение и в решении Крымского УФАС России от 14.04.2022 по делу № 082/06/106-456/2022 (изв. № 0175200000422000126).
     
    На вопрос отвечала эксперт
    электронной информационной системы
    ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
    Евгения Васильева.