• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 05 апреля 2023
    Рубрика "Вопрос дня"

    Вопрос

    Готовим аукцион на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживания медотходов классов Б, В и Г. В класс Г в т. ч. вошли ртутьсодержащие, энергосберегающие и бактерицидные лампы. Правильно ли мы понимаем, что для класса Г необходимо требовать лицензию? Но можно ли для указанных услуг и отходов заключать контракты с любыми организациями, имеющими лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности? Верно ли, что для обращения с отходами классов Б и В исполнитель не должен иметь лицензию?

    Ответ

    Вы обязаны требовать наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в составе заявки в случае проведения закупки услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г. При этом необходимо конкретизировать требование к лицензии перечислением видов работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Вместе с тем контракт может быть заключен с любыми организациями, имеющими необходимую лицензию.

    В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по обращению (по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению) с отходами I–IV классов опасности подлежит лицензированию.

    Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:

    • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
    • II класс — высокоопасные отходы;
    • III класс — умеренно опасные отходы;
    • IV класс — малоопасные отходы;
    • V класс — практически неопасные отходы.

    В силу ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания:

    1) класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

    2) класс Б — эпидемиологически опасные отходы;

    3) класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

    4) класс Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

    5) класс Д — радиоактивные отходы.

    Критерии разделения медотходов на классы определены постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 681:

    • класс А — отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
    • класс Б — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3–4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
    • класс В — инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1–2-й группы патогенности;
    • класс Г — наличие в их составе токсичных веществ;
    • класс Д — содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

    В соответствии с п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 к отходам класса Г относятся отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы I–IV классов опасности, далее — класс Г), в т. ч.: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

    Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена также в СанПиН 2.1.3684-21, из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I–IV классов опасности.

    Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Следовательно, обращение с медицинскими отходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов.

    При этом обращение промышленных отходов согласно требованиям ст. 12 Закона № 99-ФЗ и Закона № 89-ФЗ требует наличия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (см. постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290).

    Пример

    Обстоятельства дела: при проведении запроса котировок на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Г заказчик отклонил заявку одного из участников закупки, мотивируя это тем, что в ней отсутствует лицензия на деятельность по утилизации и размещению отходов I–IV классов опасности. Однако участник счел, что его заявку отклонили неправомерно.

    Правовая оценка УФАС: исходя из п. 205 СанПиН 2.1.3684-21, обращение с медотходами класса Г требует соблюдения таких же мер, что и обращение промышленных отходов, а на услуги по их утилизации сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению согласно Закону № 99-ФЗ и Закону № 89-ФЗ необходима лицензия. Однако, установив указанное требование, заказчик не определил, на какие именно виды работ по обращению с опасными отходами должна быть выдана лицензия, что могло ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отклонению заявок. В связи с этим заказчику было предписано отменить протокол подведения итогов запроса котировок[1].

    В иных случаях, в т. ч. при закупке услуг по обращению с медицинскими отходами класса Б и В, требовать предоставления лицензии заказчик не вправе.

    Пример

    Обстоятельства дела: заказчик объявил электронный аукциона на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса Б, В, Г. Участник закупки обратился в антимонопольную службу с жалобой на то, что заказчик объединил в один лот услуги, требующие и не требующие лицензирования, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки

    Правовая оценка УФАС: жалоба обоснована, поскольку п. 192 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 гласит, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Г осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Лицензирование же деятельности в отношении медицинских отходов классов Б и В действующим законодательством не предусмотрено

    На вопрос отвечала эксперт электронной
    информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
    Елена Чернюк