Механизм закупок в «электронных магазинах» (так называемые, «закупки с полки») электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в настоящее время является, по сути, единственным действенным инструментом для продвижения предприятиями ОПК своей продукции гражданского или двойного назначения (прежде всего инновационной и высокотехнологичной).
Основная сложность в реализации такой продукции предприятий ОПК (как правило, это компании с госучастием) связана с тем, что большинство таких предприятий не имеет налаженных схем работы на рынке гражданской продукции. Это усугубляется спецификой «оборонки», где, зачастую, цена – не основной критерий при выборе поставщиков необходимых (для производства) материалов, компонентов, узлов будущей продукции. При этом необходимо учитывать, что даже крупные предприятия ОПК, как правило, работают по принципу консорциумов, когда часть узлов и компонентов изделия производится и поставляется другими предприятиями «оборонки».
То есть, при производстве гражданской продукции предприятиям ОПК продолжают действовать «оборонные» факторы. В их числе, необходимость выполнения заданий по гособоронзаказу, сохранение производственных мощностей и т.п. При этом таким предприятиям при организации производства продукции гражданского назначения необходимо обеспечить себя соответствующими профессиональными кадрами, организовать работу научно-образовательных и инжиниринговых центров, способных осуществлять трансфер технологий в области диверсификации ОПК с соответствующими допусками к информации, создать механизмы трансфера технологий двойного назначения, связанных с ценообразованием, амортизацией оборудования, экспортно-импортными операциями, наладить осуществление научно-технической экспертизы и трансфера технологий при соблюдении порядка работы с информацией ограниченного использования.
В результате стоимость гражданской продукции оборонных предприятий оказывается выше, чем у аналогов, произведенных коммерческими компаниями.
Для поддержки производства гражданской продукции предприятиями ОПК, ее продвижения на рынке было бы целесообразно использовать госзаказ – закупки в рамках закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) и закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Однако действующее закупочное законодательство не содержит механизмов, которые предоставляли бы предприятиям ОПК какие-либо преференции при поставках продукции гражданского назначения.
Поэтому для увеличения продаж предприятий ОПК ООО ЭТП (www.etprf.ru официальная площадка ГК Ростех) и Институт государственного-частного планирования заключили соглашение по созданию секции на витрине ЭТП, где предприятия кластеров смогут размещать свою продукцию. Напомним, что ООО ЭТП (www.etprf.ru) согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р стала одной из трех площадок по проведению закрытых процедур.
Витрина изначально создавалась для ГК Ростех как справочная система для обмена данными между предприятиями. Это было очень удобно, ведь в соответствии с в п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ заказчик мог осуществлять прямую закупку у взаимозависимой компании. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 159-ФЗ в п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми допускается возможность закупок госкомпаниями у взаимозависимых лиц без применения Закона № 223-ФЗ только в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по такому закону, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса.
Размещать продукцию на витрине могут не только предприятия ГК Ростех, но и предприятия ОПК, ведь с уходом иностранных производителей потребность у ГК Ростех осталась, поэтому основным направлениям деятельности правительства РФ на период до 2024 года развитие ОПК предполагает диверсификацию производства, направленную на увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции. Ожидается, что диверсификация производства ОПК позволит выполнить государственный заказ на высоко - технологичную продукцию, поддерживать технологическое лидерство за счет сохранения и развития основных компетенций, технологической базы и кадрового потенциала ОПК, создать конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения, востребованную на внутреннем и внешнем рынках, создать дополнительные рабочие места за счет мультипликативного эффекта в смежных отраслях экономики.
Более того, к 2030 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции ОПК должна достичь, согласно указа президента РФ, 50%.
Отдельно хочется затронуть и закупки между предприятиями ОПК, на которые распространяется 223-ФЗ, который очень сильно ограничивает закупку у единственного поставщика. В сложившейся ситуации, наиболее оптимальным является решение в виде прямой неконкурентной закупки до 20 млн рублей у субъектов МСП в электронном магазине. Постановление правительства РФ № 2323 дает возможность заказчикам по 223-ФЗ, в рамках закупок для МСП на сумму до 20 млн рублей осуществлять прямую закупку в электронном магазине на одной из 8 ЭТП отобранных Правительством РФ.
Особую важность в укреплении внутренней и внешней кооперации, обеспечении информационно-коммуникационной связности мы отводим ЭТП и новым возможностям прямых закупок на нашей витрине сети научно-промышленных кластеров двойного назначения. https://estate.tss-parity.ru/
Геллер Александр Яковлевич исполнительный директор ЭТП etprf.ru
АНТИПИНА Елена Александровна,
руководитель Межведомственной рабочей группы
по научно-промышленному кластеру двойного назначения коллегии
Военно- промышленной комиссии Российской Федерации,
генеральный директор Института государственно-частного планирования