Вопрос
Необходимо ли при закупке работ по строительному контролю устанавливать дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571? Если да, то по какому пункту и от какой суммы — от цены объекта, в отношении которого будет осуществляться строительный контроль, или от НМЦК закупки работ по строительному контролю?
Ответ
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ и услуг устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее — ПП РФ № 2571). Как следует из подп. «а» п. 3 ПП РФ № 2571, необходимость установления дополнительных требований зависит исключительно от НМЦК закупки, а не от какой-либо иной суммы (например, от стоимости строительных работ, в отношении которых будет осуществляться строительный контроль). Тот же вывод следует из приложения к ПП РФ № 2571.
Остается вопрос, нужно ли в принципе устанавливать дополнительные требования при закупке работ по строительному контролю?
Напрямую работы по строительному контролю в приложении к ПП РФ № 2571 не упомянуты.
Вместе с тем приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее — Приказ Минтранса № 402) строительный контроль и авторский надзор отнесены к прочим работам по капитальному ремонту и прочим работам по ремонту дорог. Поэтому в случаях, когда предметом закупки являются работы по строительному контролю капитального или текущего ремонта дорог, при НМЦК свыше 5 (или 10) млн руб. к участникам должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с п. 17 или 18 приложения к ПП РФ № 2571.
Данный подход разделяет и правоприменительная практика.
Пример
Предмет закупки — осуществление строительного контроля при выполнении ремонта автомобильных дорог. НМЦК — 9 089 млн руб., заказчик — Центр государственных закупок Томской области. Один из участников закупки пожаловался на неправомерное, по его мнению, установление дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных поз. 18 приложения к ПП РФ № 2571.
Правовая оценка УФАС: в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса № 402, строительный контроль относится к прочим работам по ремонту автомобильных дорог. Следовательно, заказчик правомерно установил дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные поз. 18 приложения к ПП РФ № 2571.
При этом нужно понимать, что при закупке работ по строительному контролю на иных объектах (не на дорогах) дополнительные требования к участникам могут быть признаны неправомерными.
Пример
Объект закупки — осуществление строительного контроля при выполнении работ по реконструкции здания школы. Заказчик предъявил к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные поз. 6 приложения к ПП РФ № 2571 («Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и/или выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности»).
Правовая оценка УФАС: дополнительные требования к участникам закупки установлены необоснованно, поскольку предметом закупки является оказание услуг по строительному контролю, а не работы по выполнению инженерных изысканий.
Автор статьи: