- Буквально недавно проводили Совет Госдумы в Калининградской области, где председатель палаты Вячеслав Володин поручил к осенней сессии подготовить поправки, которые переформатируют максимально систему закупок у российского производителя.
- На ваш взгляд, продукция наших производителей, которая участвует в конкурсах, по качеству не уступает зарубежным аналогам?
- В каких-то случаях те же кресла-коляски из КНР более конкурентоспособны. Несколько месяцев назад они выигрывали в цене. Другое дело сейчас, когда изменился курс рубля. И законодательство постоянно должно на это настраиваться. В некоторых случаях отечественные товары бывают чуть дороже, чем товары из Китая. Но мы понимаем, что, если сейчас не поддержим нашего производителя и не позволим этот денежный поток, который есть в бюджете, перенаправить российским предприятиям, они просто не смогут развиваться. Они уже сделали определенные шаги для того, чтобы изготовить эти изделия, теперь нужны некоторые гарантии по сбыту в течение года-двух. С тем чтобы сэкономить и оптимизировать процессы. А завтра эти изделия будут уже дешевле.
- Какое ключевое изменение в 44-ФЗ из утвержденных в весеннюю сессию вы бы выделили особо?
- Механизм, который позволит регионам централизованно закупать через специально созданное акционерное общество или государственное унитарное предприятие лекарства, медицинские изделия, оборудование как у единственного поставщика. И в нынешних условиях, и в той ситуации, в которой мы находились во время ковида, практика показала, что важно иметь соответствующие запасы, чтобы ими маневрировать между лечебными учреждениями, когда потребности быстро меняются. И эта централизованная схема, когда вы закупаете гораздо больше лекарств для гораздо большего количества пользователей, дает, во-первых, экономию бюджетных средств, а во-вторых, позволяет оперативно перенаправлять медикаменты между больницами. Если каждая больница закупает лекарственные препараты отдельно для себя, угадать ей сложнее, какие больные появятся и какие лекарства и медизделия потребуются. В условиях централизации это можно сделать гораздо быстрее и экономичнее.
- Централизованные закупки медикаментов позволят в регионах сдержать рост цен на лекарства?
- Безусловно. Любая закупка больших партий, как правило, означает экономию. Это такая объективная история. И когда мы это обсуждали с Минздравом, в постановлении Госдумы прописали поручение Правительству отрегулировать для таких закупок надбавки, что еще в большей степени позволит ограничить рост цен на медикаменты. Понятно, что цены меняются и по другим причинам, но это вклад в то, чтобы дополнительных факторов для их роста не возникало.
- Какие еще изменения помогут сэкономить бюджетные деньги?
- Введение национального режима «второй лишний», «третий лишний». Это поможет не только сэкономить, но и сократить сроки расчетов, даст возможность российским производителям стать участниками этих конкурсных процедур. Министерство промышленности и торговли недавно внесло в Правительство документ, который позволит инвалидные кресла-коляски с электроприводом в таких режимах закупать.
- Весенняя парламентская сессия завершилась, у депутатов уже есть планы на следующую?
- В комитете лежит пакет законов, связанных с регулированием концессий в ЖКХ. Мы в эту сессию приняли ряд изменений, но это живой механизм, он постоянно требует настройки. Мы видим, что в сфере ЖКХ требуются дополнительные изменения, связанные с профессиональными компетенциями тех, кто берет в концессию те или иные объекты. Сейчас таких требований нет. Их появление позволит обеспечить более профессиональный подход к концессиям в этой сфере. Также на осеннюю сессию перешли инициативы, связанные с регулированием частных инвестиций и законодательной донастройкой офсетных контрактов (механизм позволяет поставщику построить завод и наладить выпуск продукции, заказчик при этом гарантирует закупку товара. — Прим. ред.). Есть еще законопроект, донастраивающий свободную экономическую зону в Крыму. В регионе нужно серьезно стимулировать рынок жилья, а в режиме СЭЗ его строить нельзя, это возможно только в режиме обычного законодательства. Чтобы применять льготные режимы, быстрые разрешения на строительство, быстрое отведение земельных участков, нужно поменять законодательство. Сейчас мы в Крыму пытаемся найти такой вариант, при котором строительство жилья будет считаться инвестиционным проектом в рамках режима особой зоны, и это тем самым простимулирует, безусловно, обновление жилого фонда и его развитие. Возможно, такой же режим в последующем нужно будет перенести на новые регионы. Думаю, это произойдет достаточно быстро.