Операторам электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок, могут разрешить поднять плату за проведение "общих" закупок (проводятся на общих основаниях) на 50%. Соответствующий проект правительственного постановления подготовлен Минфином РФ и опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
"В связи с представлением операторами ЭТП информации, согласно которой величина накопленной инфляции с момента установления действующего размера платы (5 тыс. рублей, утвержден в 2018 году) по состоянию на 1 августа 2023 года составила 41,4%, величина минимального размера оплаты труда выросла более чем на 45%, проектом постановления предлагается увеличить предельный размер платы с 5 до 7,5 тыс. рублей только в отношении участников закупок, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), самозанятыми гражданами", - говорится в пояснительной записке к документу.
При этом размер платы за участие в закупках, в которых могут принимать участие только субъекты МСП (так называемые спецторги) планируется сохранить на прежнем уровне - 2 тыс. рублей.
Также на прежнем уровне (5 тыс. рублей) предлагается сохранить предельный размер платы, взимаемой с субъектов МСП и самозанятых при их участии в иных ("общих") закупках.
Помимо этого, предполагается предоставление операторам ЭТП права взимать плату с участников не только закупок, но и других видов торгов (имущественных - ИФ), в отношении которых действующими нормативными правовыми актами не урегулирован вопрос взимания платы за участие в торгах.
Предложение о таком расширении платежной базы ЭТП объясняется тем, что операторам площадок приходится дорабатывать ЭТП для обеспечения возможности проведения на них более 20 различных видов торгов, которые должны проводиться на ЭТП в электронной форме, но взимание платы за участие в которых не предусмотрено.
"Возмещение затрат на обеспечение их проведения, доработку функционала электронной площадки осуществляется за счет иных источников дохода оператора электронной площадки, в том числе за счет платы, взимаемой с участников закупок", - отметили в Минфине.
Ранее сообщалось, что в августе текущего года ЭТП обратились к регуляторам с предложением о повышении платы за участие в закупках. При этом операторы площадок ссылались на необходимость компенсации части затрат на доработку функционала ЭТП.
"По результатам рассмотрения указанных причин увеличение всех действующих размеров платы является необоснованным, - говорится в пояснительной записке к проекту постановления. - Анализ показателей финансовых результатов (ЭТП) свидетельствует о стабильном финансовом состоянии операторов электронных площадок в настоящее время".
При этом отмечается, что по сравнению с началом работы ЭТП для госзакупок в 2018 году их выручка, валовая и чистая прибыль растут. Также отсутствует увеличение стоимости нематериальных активов и основных средств операторов ЭТП, сопоставимых с увеличением показателей выручки и прибыли.
Также в записке подчеркивается, что после принятия в 2021 году оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ) отсутствует значительное количество изменений, которые могли бы повлечь существенные доработки функционала электронных площадок.
По итогам 2022 года у двух ЭТП для госзакупок основные показатели выросли, а у остальных - снизились или остались на уровне 2021 года. Так, в прошлом году выручка у "РТС-тендер" выросла до 3,69 млрд рублей с 3,23 млрд рублей в 2021 году. У ЭТП ГПБ - соответственно до 2 млрд рублей с 1,55 млрд рублей.
В свою очередь выручка РАД в 2022 году сократилась до 1,7 млрд рублей с 2,5 млрд рублей в 2021 году. Выручка "Росэлторга" уменьшилась незначительно, если в 2021 году этот показатель компании составил 3 млрд рублей, то по итогам прошлого года - 2,9 млрд рублей. У "Сбер А" выручка компании уменьшилась до 1,6 млрд рублей с 2,1 млрд рублей в 2021 году.
В итоге Минфин предложил увеличить размер платы, взимаемой с победителей "общих" закупок, в соответствии с накопленной инфляцией и ростом минимального размера оплаты труда и предоставить право взимать плату за другие электронные торги для компенсации затрат на доработку функционала площадок, обеспечивающего проведение таких торгов в электронной форме.
Как сообщалось, летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП - восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП ("Росэторг"), "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ" ("Сбер А"), "Электронные торговые системы", ГУП "Агентство по госзаказу РТ" и "Российский аукционный дом", а также "ТЭК-Торг" и ЭТП ГПБ ("Электронная торговая площадка Газпромбанка").
На этих площадках в обязательном порядке проводятся все госзакупки и часть закупок госкомпаний (закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства). За участие в этих торгах операторы ЭТП могут взимать плату - с победителя закупки.
В 2022 году на эти ЭТП были переведены различные виды торгов госимуществом. В этом случае взимание платы не предусматривалось.
Только весной текущего года операторам ЭТП разрешили устанавливать плату за проведение "земельных" торгов госимуществом - аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Размер платы был определен в 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более чем 5 тыс. рублей (в случае принятия проекта постановления этот показатель также увеличится до 7,5 тыс. рублей - ИФ).
Ранее операторы ЭТП заявляли "Интерфаксу", что регулируемые имущественные торги площадкам не очень интересны.
"На сегодняшний день имущественные регулируемые торги для ЭТП не очень интересны, потому что из-за отсутствия тарификации площадки не могут на них получать ощутимый доход, - говорили в "ТЭК-Торг" в декабре прошлого года. - Нет дохода - нет возможности направлять средства на работу с рынком, с процедурами, увеличивать количество покупателей. Если ситуация изменится, то площадки получат больший ресурс для развития такого вида торгов, а значит, рынок тоже получит существенный толчок в развитии".
По данным ГИС "Торги", в 2022 году было объявлено о проведении около 50 тыс. торгов по продаже или аренде земельных участков на общую сумму 15 млрд рублей. Из них немногим менее 50% признаны несостоявшимися, и по ним не заключены соответствующие договоры. Состоявшимися признаны только 14% торгов (их начальная цена составляла 2 млрд рублей, а итоговая - 9 млрд рублей). Еще 7% "земельных" торгов (на 1 млрд рублей) были признаны несостоявшимися, но по ним были заключены договоры с единственным участником.
По данным Минфина, в прошлом году госзаказчики оформили 3,2 млн контрактов (с учетом контрактов, заключенных по результатам закупок, проведенных в 2021 году) на 11,1 трлн рублей. Кроме того, госкомпании, не находящиеся под антироссийскими санкциями и размещающие в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информацию о своих контрактах, в 2022 году заключили с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП, такие закупки проводятся только на ЭТП для госзакупок - ИФ) 907 тыс. договоров на 4,4 трлн рублей.
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (26.10.2023)