- С 1 октября 2023 г. заказчики должны указывать в извещении характеристики объекта закупки с использованием ЕИС, а у участников закупок появилась встречная обязанность указывать наименование предлагаемого товара и его характеристики с использованием функционала электронной площадки. Уже по истечении месяца практика проведения закупок подсветила многочисленные проблемы, связанные с реализацией этих изменений. Григорий Александров анализирует их на примере закупок лекарств и медицинских изделий в статье «Структурированное извещение: проблемы при осуществлении закупок лекарств и медицинских изделий».
- Государственный оборонный заказ, будучи важнейшим компонентом контрактной системы в сфере закупок, остается особой правовой конструкцией, которая отличается сложным и комплексным правовым регулированием. В основном в его регулировании задействованы отрасли гражданского, административного и финансового права. Но отличительной чертой государственного оборонного заказа традиционно выступает значительный массив административно-правовых средств. Посвященная этим вопросам статья Ольги Беляевой так и называется: «Правовая природа отношений по государственному оборонному заказу».
- В силу ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта по соглашению сторон допускается замена предусмотренных контрактом товаров, работ и услуг на улучшенные. Однако возможность эта отнюдь не универсальна, и дело тут не только в актах импортозамещения, которые могут устанавливать запрет на замену товара. В статье «Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?» Снежана Постовалова показывает, на что нужно обратить внимание заказчикам, прежде чем подписывать дополнительное соглашение об изменении условия о предмете контракта.
- Александр Кравцов регулярно представляет вниманию читателей нашего журнала обзор наиболее интересных определений Верховного Суда РФ по спорам, возникающим при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Не стал исключением и этот номер: встречайте «Обзор некоторых правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Законов № 44-ФЗ, во втором полугодии 2023 г.».
- Закупка обязательного аудита традиционно является одной из наиболее сложных закупочных процедур для корпоративных заказчиков, что связано не только с предметом закупки, но и с особенностями правил ее проведения. В статье «Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?» Виталий Байрашев показывает, на что нужно обратить внимание заказчикам при подготовке и проведении таких закупок.
- Допуск к участию в закупках, проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ, недобросовестных подрядчиков, которые не исполняют взятые на себя обязательства по договорам, порождает риски причинения существенных убытков и срыва инвестиционных программ. Как можно законным путем ограничить возможность таких хозяйствующих субъектов участвовать в закупках? Юрий Батраков делится своими соображениями по этому поводу в статье «О некоторых аспектах оценки деловой репутации в корпоративных закупках в сфере энергетики».
- Участие в закупке недобросовестного лица, не имеющего возможности поставить товар (выполнить работы, оказать услуги), чревато неисполнением таким лицом принятых на себя обязательств, последующим расторжением договора и необходимостью повторно осуществлять закупку. В конечном счете это приведет к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на ее проведение. Чтобы закупка, проводимая в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не пошла по вышеописанному сценарию, заказчики нередко устанавливают требование о наличии у участников трудовых ресурсов, необходимых для исполнения контракта. В статье «Правомерно ли требование о наличии трудовых ресурсов у участников закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ?» Александр Арышков и Георгий Сухадольский показывают, в каких случаях судебная практика поддерживает установление такого требования.
- В рубрике «Ответы на вопросы» Евгения Васильева разбирает различные нетривиальные ситуации, с которыми сталкиваются пользователи электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.