• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 31 мая 2024
    Развитие цифровизации контрактной системы: опыт Росэлторг

    С каждым годом цифровизация закупочных процессов продвигается все дальше. С 1 октября 2023 г. заказчики указывают в извещении о закупке информацию о характеристиках объекта закупки в структурированном виде, а участники обязаны отвечать на это подачей заявок с использованием функционала электронной площадки. О том, как справляются с новыми вызовами операторы электронных площадок, мы поговорили с Андреем Кашутиным, генеральным директором электронной площадки Росэлторг.

    — Добрый день, Андрей Вячеславович! В последние годы площадка Росэлторг вышла на лидирующие позиции по общей сумме начальных (максимальных) цен опубликованных закупок по Закону № 44-ФЗ. Расскажите, почему заказчики выбирают именно вашу площадку?

    Спасибо за высокую оценку нашей работы. Лидерские позиции мы заняли не сейчас, а удерживаем их уже на протяжении десяти лет — с 2014 г.

    Думаю, во многом именно долгий опыт присутствия на рынке — а Росэлторг был одной из первых созданных для госторгов площадок — играет важную роль для клиента при осуществлении выбора. Гораздо проще довериться ресурсу, за плечами которого наработанная база поставщиков по всей стране, опыт взаимодействия с клиентами, понимание их потребностей, команда давно работающих в отрасли экспертов.

    При этом мы постоянно адаптируемся под запросы времени, клиентов и рынка, зачастую бросая вызов самим себе. Одним из последних стал запуск новых торговых секций для государственных и корпоративных закупок по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ соответственно.

    Они выполнены полностью на новом технологическом стеке. Это новое рабочее пространство и для заказчиков, и для поставщиков. Мы постарались максимально автоматизировать заполнение заявок, синхронизировали работу секций со сторонними справочниками и ресурсами, добавили подсказки по каждому шагу процедуры. Будем стараться дальше повышать удобство использования этих систем для заказчиков и участников торгов. Согласитесь, сегодня работа в системе, созданной в далеком 2009 г., не совсем отвечает требованиям времени.

    Самое главное, что нам дал запуск новых систем, — высокий уровень кибербезопасности. Устаревший стек сложнее вытягивает ту нагрузку, которая обрушилась в последние два года на площадку, как и на все государственные ресурсы России.

    Такой подход — сочетание опыта и следование тенденциям — позволяет нам не только удерживать постоянных клиентов, но и привлекать новых. Современному пользователю нужна скорость работы, легкость в освоении новых инструментов и уверенность в безопасности предоставляемых данных.

    Кроме того, мы можем обеспечить пользователя сразу всеми сервисами, необходимыми для участия в торгах, и сопроводить клиента на всех этапах работы — с момента его регистрации и до подписания договора с заказчиком.

    — Регулятор контрактной системы фиксирует значительный рост интереса заказчиков к т. н. «закупкам с полки» (в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). А что говорят ваши данные? Действительно ли эта процедура становится более востребованной? С какими трудностями сталкиваются заказчики и участники таких закупок?

    Безусловно, такие процедуры все больше набирают популярность с мая 2023 г. Это мы видим и в собственной аналитике. Если с января по май 2023 г. таких процедур на Росэлторг было опубликовано не более 200, то с января по май 2024 г. опубликовано более 3700 «закупок с полки».

    Такой рост популярности обусловлен принятыми в мае прошлого года поправками в Закон № 44-ФЗ. Он увеличил максимальный порог таких закупок с 3-х до 5-ти млн руб., то есть позволил заказчикам закупать больше, упростил контрактацию и исключил такие процедуры из учета в годовом объеме малых закупок.

    Цифры говорят сами за себя — формат закупки популярен, востребован и прост, поэтому заказчики сегодня охотно заключают контракты на его основе.

    — Закупки осуществляются не только путем проведения электронных процедур, но и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Большинство субъектов РФ уже давно внедряют цифровизацию и здесь, предписывая своим заказчикам использование региональных порталов закупок малого объема. Причем где-то разрабатываются свои собственные информационные системы (как, например, в Москве и Санкт-Петербурге), а где-то — используются решения, предлагаемые электронными площадками. Как вы считаете, не пора ли регламентировать такие закупки на уровне Закона № 44-ФЗ, установить единые для всей страны правила?

    Унификация закупок малого объема — вопрос неоднозначный и давно обсуждаемый на рынке. Дополнительная регламентация несет свои плюсы и минусы, но при этом добавит понимания заказчикам. Участники закупок часто путаются между обычными закупками малого объема и «закупками с полки», форматами их осуществления и электронными системами, на которых они проводятся, потому, возможно, стоило бы создать единый регламент их проведения. Но эффективной компромиссной модели унификации закупок малого объема пока не выработано.

    — Как вы оцениваете произошедший переход к «цифровым заявкам» и «цифровым контрактам»? Все ли прошло достаточно гладко, на ваш взгляд? Анализ правоприменительной практики показывает, что и заказчики, и участники закупок допускают немало ошибок… Что, по вашему мнению, чаще всего является причиной таких ошибок: незнание или непонимание закона, умышленное нарушение или простая невнимательность? 

    Росэлторг, как и другие операторы электронных торгов, перешел на форму структурированной заявки еще в октябре 2023 г. Процесс не всегда был простым, но позволил нам подготовиться к обязательному переходу всех заказчиков с 1 апреля 2024 г. Мы накопили опыт, обкатали новую форму и полностью подготовили систему.

    Что касается именно работы пользователей с новым форматом, этот этап цифровизации закупок можно объективно назвать непростым. Проблемы связаны с большим количеством рутинной работы по унификации стандартизированных наименований и характеристик товаров, работ и услуг. Если раньше в КТРУ и были технически незаполненные поля, разночтения по единицам измерения или неточные данные, то это сглаживалось при привычной контрактации, уточнялось при подаче участником предложений путем направления файлов. Сейчас проблемы сразу отображаются при подготовке извещения, требуют усилий со всех сторон для их устранения. Думаю, активное внедрение технологий искусственного интеллекта могло бы позволить оптимизировать эти рутинные моменты. 

    Конечно, как и любая новация, эта также требует технической обкатки и «привыкания» к ней заказчиков и участников закупок. Мы уже разработали и активно проводим обучающие мероприятия по осуществлению и участию в закупках по новым правилам, чтобы нашим клиентам проще давалась работа с новым форматом.

    — И последнее: какими качествами, на ваш взгляд, должен сегодня обладать специалист в сфере закупок, чтобы успешно справляться со своей работой?

    Учитывая, с какой скоростью меняется российский рынок и экономика, специалист по закупкам должен уметь быстро адаптироваться под новые условия, гибко подстраиваться под экстренные поправки в законодательстве и уметь находить уникальные решения.

    В работе с закупками, помимо профессиональных компетенций, крайне важна усидчивость и скрупулезность в проверке документации. Как и в любой профессии, главную роль должны играть ответственность, педантичность, внимание к деталям и развитое критическое мышление. Работодатели ищут не только надежных исполнителей, но и обладателей командного духа, поскольку успех любой организации завязан на личном успехе ее сотрудников.

    На рынке труда сейчас непросто, это во многом связано с кадровым голодом и отрицать его существование бессмысленно. Найти и привлечь эффективных сотрудников — сложная задача для работодателей, особенно для тех, кто работает с узкой отраслевой спецификой — закупками. Мы часто сталкиваемся с запросом от наших клиентов помочь найти или рекомендовать специалиста. Именно по этой причине решили создать свой собственный сервис — Росэлторг. Кандидаты, который поможет организациям найти и оценить специалиста в закупочной отрасли.

    Автор статьи: 

    Андрей Кашутин

    генеральный директор

    электронной торговой площадки Росэлторг