Специализированная электронная торговая площадка ETPRF.RU недавно предложила российским заказчикам и поставщикам новые способы сотрудничества в рамках промышленной кооперации. Это обмен данными через Ассоциацию кластеров, технопарков и особых экономических зон (АКИТ), а также полезный сервис «Закупка с полки», реализованный в электронном магазине площадки.
На несколько вопросов о том, как это работает в стратегическом и практическом смысле, ответил исполнительный директор ETPRF.RU Александр Геллер.
– Александр Яковлевич, сегодня российские компании теряются в способах продвижения на внутреннем рынке. Может ли площадка (кроме выполнения своих основных функций) помочь производителям, например, с подбором информации о причитающихся мерах господдержки?
– Меры поддержки – это, скорее, задача правительства. Со своей стороны мы можем помочь в понимании и прогнозировании потребности заказчика. Но поскольку эти вопросы (льготы и понимание рынка сбыта) всегда тесно переплетены, а бизнесу всегда удобнее работать в некой траектории развития, мы заключили соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией кластеров и технопарков России. Этот шаг призван не только укрепить позиции отечественных производителей, но и решить актуальные проблемы в области импортозамещения для членов АКИТ РФ. Партнерство позволит членам Ассоциации в полной мере воспользоваться услугами оператора Федеральной специализированной электронной площадки. Они получат прямой доступ к информации о закупках до 2023 года, что позволит в реальном времени выявлять потребности в продукции, поставщики которой либо отсутствуют, либо являются иностранными производителями.
Также было принято решение о том, что продукция членов АКИТ РФ будет представлена в закрытом контуре площадки – единственном, действующем на рынке, магазине закупок малого объема для заказчиков, который работает в защищенном режиме.
– Таким образом, ваша информация помогает членам АКИТ понять рынок?
– Понять рынок и задействовать имеющиеся у них ресурсы с максимальным КПД. Сегодня, чтобы открыть и развивать промышленный кластер в том или ином субъекте РФ, его оператор запускает трудозатратное социологическое исследование, анализирует множество факторов: научный потенциал, обеспеченность кадрами, возможности сбыта и т.п. Это исследование носит умозрительный характер. У нас же вся эта информация есть в более конкретном виде, в предметно выраженных потребностях российских заказчиков разного уровня и даже в истории покрытия этих потребностей. Имея в распоряжении такие данные, резиденты кластера (потенциальные поставщики) могут сразу работать в рынке. Они будут знать, в каких объемах та или иная продукция нужна (допустим) Ростеху. Как вырастить окупаемое производство под задачи заказчика в рамках кластера. В свою очередь, сотрудничество с АКИТ, заземленное на сервисы ETPRF.RU, – позволит российским заказчикам безошибочно определять перспективные инвестиционные ниши для импортозамещения.
– Часто звучит мнение, что промышленности нужны долгосрочные контракты. Как можно содействовать их заключению со стороны электронной площадки?
– Считаем, что в перспективе использование больших данных, предоставляемых ETPRF.RU Ассоциации кластеров и технопарков России, поможет заключать больше долгосрочных договоров и придаст импульс развитию этих форм. СПИКи, концессии, СПЗК, контракты жизненного цикла, соглашения о государственно-частном (и муниципально-частном) партнерстве требуют серьезной аналитической работы и качественного планирования. Особенно такая форма как офсетные контракты со встречными обязательствами по созданию производства под гарантированный сбыт. Пока в России не хватает ни методологии, ни специалистов, ни широко распространенной практики экономического анализа и планирования таких контрактов, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Все это, как бы, имеется, но не задействовано в национальной системе закупок. У нас обычно проходят торги на уже готовую продукцию. Когда возникает потребность – закупаем. Однако, в контексте кластеров и технопарков, мы подразумеваем так называемые закупки «будущей вещи». Поэтому ETPRF.RU делится с заказчиками и поставщиками информацией и сервисами, которые призваны повысить качество планирования.
– Вы упомянули о закупках малого объема. Чем электронный магазин ETPRF.RU отличается от похожих сервисов других участников рынка?
– Это уникальный в своем роде маркетплейс, который позволяет осуществлять закупки с полки в защищенном режиме. При этом, информация о поставщике остается недоступной для остальных пользователей. По сути, все предложения поставщиков являются анонимными. Заказчик видит только продукцию, а поставщика узнает только на этапе заключения договора. Используется два механизма торговой сессии: это закупка с полки и размещение извещения с тремя типами процедур (аукцион на понижение, аукцион на повышение, запрос доставки). Электронный магазин ETPRF был запущен чуть больше месяца назад: даже на низком старте мы наблюдали и наблюдаем огромный интерес к нашему сервису со стороны заказчиков и поставщиков. В том числе, к нам приходят с целью безопасного (и, что немаловажно) экономного и конкурентного осуществления закупок по параллельному импорту. Это значит, что тенденция к переходу в закрытый контур касается всех, а не только крупных компаний, попавших под антироссийские санкции. На наш взгляд, защищенность от вторичных санкций также востребована для представителей малого и среднего бизнеса.
– Правительство говорит об унификации правил национального режима в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ, и соответствующий законопроект уже прошел первое чтение. Как вы относитесь к этой инициативе?
– На наш взгляд, добиться тех же самых целей можно иными правовыми методами. 223 закон нельзя сближать с госзакупками. Это закон для коммерческих компаний, хотя и с долей госучастия. Регулирование этих двух сегментов экономики должно быть разным. Требования национального режима следует вводить очень аккуратно, чтобы не выплеснуть ребенка вместе с водой. Не все, что подходит для госзаказа, применимо к коммерческим компаниям. Если последние почувствуют себя ущемленными, то будут стараться обойти ограничения. Полагаю, что в рамках 223-ФЗ можно поставить заказчикам приоритет, чтобы они сами в своих положениях о закупках руководствовались интересами отечественных производителей. Многие так уже делают. Если же существует какая-то крайняя необходимость в таких дополнительных обязательствах по конкретным видам продукции, то, возможно, следует действовать адресно. В целом, мы считаем, что достаточно рекомендаций на уровне Министерства финансов, чтобы такая работа началась, а самостоятельные хозяйствующие субъекты, которые проводят сложную экономическую деятельность, наверняка справятся с этой задачей. Ее можно выполнять, например, в рамках квотирования. Или, например, распространить ограничения национального режима только на те договоры, которые связаны с реализацией национальных проектов. Чтобы в своей иной хозяйствующей деятельности коммерческие компании руководствовались принципами собственного положения о закупках. В любом случае, законопроект требует детальной проработки с крупнейшими заказчиками, работающими по 223-ФЗ.