Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 06.09.2024 г № 301-ЭС24-3950 по делу № А29-3852/2023
Социальный Фонд России проводил аукционы на закупку охранных услуг своих объектов, по условиям которых допускалось участие и последующее заключение контрактов как с частными охранными организациями, так и предприятиями, осуществляющими государственную, ведомственную и вневедомственную охрану.
Региональное управление Росгвардии оспорило закупки, указав на нарушение заказчиком законодательства об охранной деятельности. По мнению заявителя, будучи наделённым публичными полномочиями, фонд может осуществлять такие закупки только у предприятий, осуществляющих государственную охрану.
Антимонопольный орган поддержал Росгвардию. Заказчик, не установивший запрет на участие в аукционах частных охранных организаций, признан нарушившим п.1 ч.1 ст. 31 Закона №44-ФЗ.
Что решили суды?
Суды трёх инстанций согласились с решением антимонопольного органа.
Верховный Суд РФ отменил судебные акты и поддержал заказчика.
Он указал, что постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 определён перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. В этот перечень, в частности, включены объекты, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти, иными государственными органами РФ. Социальный Фонд России в указанном постановлении не упоминается.
Само по себе наделение фонда публично-властными полномочиями по обеспечению права на государственную пенсию, её назначению не является основанием для его отнесения к системе органов власти для целей, предусмотренных постановлением № 587.
Расширительно толковать указанный документ нельзя.
В структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Президентом РФ, СФР не включён.
Позиция ФАС России, направленная на установление запрета участия в таких закупках частным охранным организациям, фактически привела к созданию неравных условий для участников контрактной системы и невозможности надлежащего обеспечения безопасности объектов, находящихся в ведении фонда.
Таким образом, отсутствие упоминания заказчика или его объекта в перечне, утв. постановлением №587, означает, что к участию закупке охранных услуг он должен допускать и частные охранные предприятия, и структуры, осуществляющие государственную охрану.
Читать первоисточник: ГКГЗ (10.09.2024)