Автоматизация сферы госзакупок позволят участникам закупочного процесса экономить около 50 млрд рублей в год, заявила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе в рамках Московского финансового форума.
"Речь идет как об экономии прямых затрат (на бумагу, на оргтехнику, на нотариат, на ФОТ и пр.), так и об экономии от внедрения цифровых инструментов ЕИС (цифровые конкурентные процедуры, риск-ориентированный подход и т.п.)", - сказала Катамадзе.
"Цифровизация (сферы госзакупок - ИФ) вышла на финишную прямую, - отметил, в свою очередь, заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Цифровизация помогает в работе - закупочный след должен всегда оставаться. И эта задача решена".
Исключением, по его словам, остаются закупки малого объема (ЗМО, закупки объемом до 600 тыс. рублей).
"Объем таких закупок оценивается в 1 трлн рублей и более, - сказал Лавров. - Это большая сфера, которая выведена из-под всякого регулирования, а нужна как минимум прослеживаемость таких закупок".
Заместитель руководителя Казначейства уточнила, что по данным ведомства, объем ЗМО составляет 1,2 трлн рублей.
При этом Катамадзе подчеркнула, что работа с ЗМО в настоящее время ресурсозатратная история. Так, в рамках госзакупок госзаказчики ежегодно заключают порядка 5 млн крупных контрактов. Причем работа с ними полностью автоматизирована, не требует того же глазного контроля со стороны сотрудников контрольных органов. В то же время госзаказчики заключают около 20 млн контрактов по результатам ЗМО и все их требуется обрабатывать вручную, поскольку этот сегмент пока не цифровизован.
"Задача сделать процесс сквозным и автоматизированным, без глазного контроля", - добавила Катамадзе.
Как сообщалось, в июне текущего года правительством РФ была утверждена концепция развития ЗМО. Сама концепция предусматривает подготовку и утверждение единых правил осуществления ЗМО, направленных, в частности, на обеспечение централизованного учета и прослеживаемости таких закупок. При этом она предполагает создание отдельного каталога товаров, наиболее часто закупаемых в рамках ЗМО. В нем планируется дать не просто подробное описание таких (конкретных - ИФ) товаров, а с учетом цифровых паспортов отечественной промышленной продукции (их использование предусмотрено законом "О промполитике РФ" - ИФ). Также планируется создать единые требования к информационным системам, которые будут использоваться для проведения ЗМО.
К настоящему времени утверждены также "дорожные карты" по реализации этой концепции. Они предусматривают, что регуляторы должны в апреле 2025 года внести в правительство проект соответствующих поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ). Кроме того, регуляторы должны представить в правительство (в форме докладов) предложения по унифицированной модели осуществления ЗМО, включая порядок осуществления таких закупок, механизм формирования предложения участника закупки, отбора наилучшего предложения, по созданию и ведению реестра контрактов, заключенных по результатам ЗМО.
Также должна быть подготовлена модель формирования, ведения и использования единого каталога конкретных товаров, предложения о возможности финансирования работ по созданию и ведению этого каталога без привлечения средств из бюджета РФ
Читать первоисточник: ИНТЕРФАКС-ПРОЗАКУПКИ (18.10.2024)