Минфин согласовал на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сокращение сроков проведения госзакупок в электронной форме конкурентными способами в рамках ЕАЭС, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в рамках Московского финансового форума.
"Предлагаем установить от восьми дней для извещения и пяти дней - для заключения контракта, - сказал Лавров. - Россия, вероятно, воспользуется этой опцией и поставит максимальное значение (установит минимальные сроки - ИФ)".
При этом Лавров отметил, что в условиях полной автоматизации закупочных процессов такое сокращение сроков оправдано. По его словам, вопрос решен на уровне ЕЭК и теперь требуется утверждение этих норм на уровне государств-членов ЕАЭС (внесение соответствующих изменений в договор о ЕАЭС - ИФ).
Как сообщалось, Минфин еще осенью прошлого года согласовал на экспертном уровне такое сокращение сроков проведения закупок.
"Эти сроки (действующие сроки проведения закупочных процедур - ИФ) формировались под бумажный документооборот, и там, где есть такой документооборот, такие сроки должны оставаться, иначе никто не будет успевать на них реагировать, - говорил тогда Лавров. - Но договорились о том, что в два раза эти сроки можно сократить там, где есть электронный документооборот".
Речь шла об аукционе и конкурсе, сроки проведения которых прописаны на уровне договора о ЕАЭС. Так, для аукциона, например, срок размещения извещения установлен в 15 дней, срок заключения контракта - 10 дней.
Тогда же Лавров отмечал, что если в 2023 году получится решить вопрос на международном уровне, то в начале 2024 года можно будет реализовать эти изменения в национальном законодательстве.
В ходе форума он рассказал также, что на уровне ЕЭК продолжится обсуждение по так называемым "закупкам с полки" или "электронному магазину" на электронных торговых площадках (ЭТП) для госзакупок (это способ закупок стал действовать с 1 апреля 2021 года - ИФ). Речь идет об их причислении к числу конкурентных способов закупок, что позволит расширить сферу применения электронных магазинов, которые работают при ЭТП.
В настоящее время в протоколе ЕАЭС прописано, что страны ЕАЭС ограничивают использование в госзакупках форматов закупок у единственного поставщика. "Закупки с полки" формально относятся к числу закупок у едпоставщика, хотя фактически, по оценке Минфина, являются одним из наиболее конкурентных способов.
Минфин предлагает включить "электронные магазины в число конкурентных способов, описать на уровне базовых принципов их работу.
В настоящее время число и объем "закупок с полки" у российских заказчиков постоянно растет.
"Сохраняется тенденция увеличения количества закупок, проводимых с использованием механизма "электронного магазина", - отмечалось ранее в отчете Минфина о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ) во II квартале текущего года.
Число таких закупок и их объем в этом отчетном периоде вырос на порядок - до 60,3 тыс. закупок (3,8 тыс. годом ранее) на 23,5 млрд рублей (1,9 млрд рублей).
Изначально госзаказчики фактически не использовали формат "закупок с полки". Так, во II-IV кварталах 2021 года госзаказчики провели с использованием "электронного магазина" всего около 930 закупок на общую сумму 440 млн рублей.
Тогда участники рынка госзакупок отмечали, что низкий уровень использования "электронных магазинов" госзаказчиками связан с рядом проблем, которые "зашиты" в механизм этого способа закупки. Речь идет о том, что поставщики должны внести в "электронные магазины" свои предложения и постоянно их актуализировать, что особенно проблематично в текущих условиях. При этом сами предложения должны вноситься в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. А число позиций КТРУ значительно меньше, чем собственно представлено на рынке видов товаров.
Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки к 44-ФЗ, которые позволили госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре - "закупка с полки" или "электронный магазин". Схема работы "электронного магазина" предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков (не менее двух).