• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • 22 октября 2024
    Контроль за исполнением контрактов на оказание образовательных услуг

    Результат исполнения контракта на поставку товара — это объект материального мира, параметры которого подлежат объективному (в т. ч. инструментальному) контролю. Измеренные значения нетрудно сравнить с величинами, предусмотренными спецификацией, а затем сделать однозначный вывод о соответствии либо несоответствии поставленного товара условиям контракта. В отличие от этого, результат оказания образовательной услуги — это вещь неосязаемая. Какую информацию доводили до слушателей преподаватели? Появились ли у обучающихся необходимые знания и навыки? Релевантны ли они ожиданиям заказчика?

    При этом для закупок образовательных услуг характерен демпинг: очень часто НМЦК снижается более чем на 95 %, а стоимость дистанционного курса повышения квалификации в пересчете на одного слушателя оказывается сопоставимой со стоимостью бланка, на котором напечатано удостоверение о повышении квалификации.

    Заказчики возмущаются, справедливо полагая, что такая образовательная услуга по определению не может быть качественной. Но дальше возмущения дело обычно не идет: акты сдачи-приемки оказанных услуг подписываются и благополучно передаются в оплату. Ведь формально зачастую всё верно: слушателям предоставляют доступ к неким онлайн-курсам, они выполняют какие-то тестовые задания, в результате им высылают почтой удостоверения установленного образца. Чему в итоге научились слушатели (и научились ли они вообще чему-то) — при таком подходе, по сути, личное дело самих слушателей.

    Самый радикальный метод профилактики таких ситуаций — это, конечно, заключение контракта на оказание образовательных услуг с конкретным учебным заведением, имеющим неоспоримую репутацию. Однако этот рецепт нельзя считать универсальным: если объем закупаемых услуг достаточно большой, определению исполнителя с использованием конкурентных процедур нет альтернатив.

    Существует целый ряд приемов, позволяющих заказчику сделать закупку неинтересной для поставщиков некачественных образовательных услуг («торговцев корочками»). Большинство таких приемов реализуются на этапе подготовки закупки:

    • в описании объекта закупки тщательно формулируются образовательные результаты, которые должны быть получены обучающимися (например, подробно перечисляются навыки, которые подлежат отработке в ходе практических занятий);
    • устанавливается условие о привлечении к образовательному процессу авторитетных экспертов (приводится перечень на выбор, причем это непременно должны быть работники разных, не связанных между собой образовательных организаций, чтобы никто не мог заявить об ограничении конкуренции со стороны заказчика);
    • ...........................
    • ..........................

    •