В 2024 г. закупки «с полки» перестали быть чем-то экзотическим, прочно войдя в обиход заказчиков: по сравнению с предыдущим годом, объем таких закупок возрос на порядок. Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что специалисты в сфере закупок все еще не до конца понимают специфику данного способа закупки, допуская досадные ошибки. Разбору последних и посвящается предлагаемая статья: как говорится, предупрежден — значит вооружен.
Ошибки, допускаемые при подготовке извещения о закупке «с полки»
1. Не проводите закупку «с полки», если позиция КТРУ не содержит описания объекта закупки с характеристиками
Как разъяснил Минфин России, если описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию КТРУ, возможность реализации положений подп. «в» п. 3 ч.12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отсутствует, поскольку в этом случае указать в извещении о закупке характеристики закупаемого товара с использованием КТРУ невозможно. В этой связи закупка товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, осуществляется только при наличии в КТРУ позиции, содержащей описание объекта закупки, включающее характеристики товара[1].
На рисунке показано, как выглядит позиция КТРУ, не содержащая описания объекта закупки.
К сожалению, заказчики то и дело объявляют закупки «с полки» с использованием позиций КТРУ, не содержащих описания объекта закупки. Такого рода закупочный авантюризм не приводит ни к чему хорошему.
Пример
В извещении о закупке «с полки» заказчиком указана позиция КТРУ 26.60.13.190-00000104 «Система инфузионная микроструйная» (вкладка «Описание товара, работы, услуги» не содержит никаких характеристик).
Правовая оценка УФАС: положения п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые отсутствуют в КТРУ. В этой связи закупка «с полки» осуществляется исключительно при наличии в КТРУ позиции, содержащей описание объекта закупки, включающее характеристики товара. Формирование извещения о закупке «с полки» с использованием позиции КТРУ, которая не содержит описания закупаемого товара, нарушает требования подп. «в» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[2].
2. Не стоит включать в проект контракта дополнительные требования к товару, не предусмотренные позицией КТРУ
Некоторые заказчики надеются таким образом обойти ограничения, присущие рассматриваемому способу определения поставщика. Однако это ложный путь! Нужно понимать, что участники закупки не знакомятся с извещением о закупке и приложенными к нему документами с целью последующего сознательного заполнения заявок. Как следует из п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, предварительные предложения отбираются оператором электронной площадки посредством механического сопоставления параметров, указанных заказчиком в извещении о закупке, с параметрами, отраженными в предварительном предложении участника закупки.
Естественно, в части характеристик товара такое сопоставление осуществляется исключительно по характеристикам, указанным с использованием КТРУ в структурированном виде (заказчиком — в извещении о закупке, участником — в предварительном предложении). И если при заключении контракта выяснится, что заказчик включил в проект контракта дополнительные требования к товару, не предусмотренные позицией КТРУ, обжалование таких действий участником закупки обречено на успех.
Пример
На основании позиции КТРУ 31.01.12.131-00000001 «Тумба офисная деревянная» заказчик сформировал описание объекта закупки, содержащее следующие характеристики:
- вид материала корпуса: ЛДСП;
- тип тумбы: закрытая;
- вид тумбы: для документов и канцелярских принадлежностей.
Как видим, структурированное описание объекта закупки не содержало даже габаритов закупаемых тумбочек, указания на необходимое количество полок и т. п. Вместе с тем в приложении к проекту контракта, которое называлось «Техническое задание на поставку мебели», желаемые параметры были сформулированы заказчиком более чем подробно — вплоть до требований к цвету противоударной кромки, которой должны быть отделаны торцы деталей из ЛДСП.
Правовая оценка УФАС: в нарушение п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчиком не соблюден порядок, установленный для размещения проекта контракта в ЕИС. Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[3].
3. Закупка «с полки» предполагает исключительно поставку товара, без выполнения каких-либо сопутствующих работ по сметной документации
Этот тезис логичным образом вытекает из всего сказанного выше. В отличие от стандартизированных товаров, в отношении которых участники закупок могут абстрактно сформулировать свои предварительные предложения, работы по сметной документации — это всегда работы «по индивидуальному заказу». А значит, закупка «с полки» — неподходящий способ определения исполнителя для такого контракта.
Пример
...........................