Резкий рост, как пояснил эксперт «Контур.Закупки» Василий Данильчик, обеспечил крупный тендер «Ростелекома» на 1,03 млрд руб. Оператор проводит закупочную процедуру на двухлетний рамочный договор с поставкой более 500 автомобилей Lada моделей Granta, Largus и Niva Travel, рассказал РБК представитель компании: «АвтоВАЗ имеет развитую торгово-сервисную сеть в каждом регионе присутствия подразделений «Ростелекома», что позволяет оперативно проводить сервисное обслуживание». Ежегодный пробег автомобилей Lada в «Ростелекоме» превышает 30 млн км. Корпоративный парк насчитывает более 1,66 тыс. единиц транспорта марки Lada, уточнили в «Ростелекоме»
При этом количество тендеров по закупке автомобилей Lada на основании 223-го федерального закона выросло в годовом выражении лишь на 16%, с 370 до 429. На основании федерального закона № 44 (определяет правила закупки всего госсектора) заказы на Lada выросли в январе—октябре на 23%, с 447 закупок в прошлом году до 550 в этом. Доля закупок автомобилей АвтоВАЗа в общем количестве госзакупок машин подросла, но все еще остается очень низкой: на основании 44-го закона она выросла на 0,9 п.п., до 4,6%, на основании 223-го — на 0,8 п.п., до 5,6%.
В интервью РБК президент АвтоВАЗа Максим Соколов предлагал ограничить марки автомобилей, доступные к госзакупкам, применительно к 223-ФЗ. «Это же все — государственный сектор, который в первую очередь и должен генерировать спрос на отечественную высоколокализованную продукцию», — удивлялся Соколов.
Представитель АвтоВАЗа назвал положительным тренд на рост количества госзакупок автомобилей Lada. Производственные мощности площадок предприятия позволяют и дальше увеличивать объемы таких поставок, добавил он.
Какие еще машины покупает госсектор
В целом доля российских марок автомобилей в общем количестве госзакупок авто остается очень низкой, хотя постепенно увеличивается, следует из данных «Контур.Закупки» и электронной площадки «Тендерплан».
По данным «Контур.Закупки», общая доля закупок (в денежном выражении) автомобилей популярных автомарок (Lada, УАЗ, ГАЗ, «Москвич») относительно закупок всех авто выросла с 9,4% в прошлом году до 10,5% в этом. По данным системы «Тендерплан» (подсчитывал госзакупки всех рекомендованных Минпромторгом российских марок), рост составил 6 п.п., с 14,3 до 20,3%, или 20,3 млрд руб.
По сумме закупок в этом году среди российских марок лидирует Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — с этой маркой с января по ноябрь госзаказчики провели 367 закупок на 2,53 млрд руб. (на основании 44-ФЗ). «Доля ГАЗа относительно всех закупок авто составила 1,9% по сумме затрат — это самый высокий показатель среди других отечественных автопроизводителей», — отметил Василий Данильчик. На основании процедур 223-ФЗ ГАЗ также лидирует среди российских марок как по сумме, затраченной на закупки моделей производителя, так и по доле в общих госзакупках авто.
При этом аналитики «Тендерплана» не обнаружили в публичном доступе данных о госзакупках автомобилей Aurus, «Амберавто», SWM, Citroen C5. В этом году были проведены два тендера на общую сумму 8,6 млн руб. на покупку BAIC и три тендера на 10,3 млн руб. на покупку XCITE (в прошлом году эти машины госучреждениями и госкомпаниями не закупались). «Отметим, что некоторые марки авто только недавно начали выпускаться у нас в стране. Можно предполагать, что с ростом объемов выпуска произойдет и некоторое перераспределение спроса», — сообщили в этой компании.
В «Тендерплане» отмечают заметный рост количества тендеров и объемов закупок по таким китайским брендам, как Haval (выпускается в России), Chery и Changan, отметил гендиректор компании Максим Кузнецов. Это свидетельствует о стремительном расширении их присутствия в целом на российском рынке, что вполне объяснимо в условиях изменения структуры поставок и сокращения присутствия западных автопроизводителей, добавляет он. «Недружественные» бренды (Toyota, Mercedes и BMW), напротив, показывают снижение в количестве тендеров и объеме закупок.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что основная причина, почему доля российских автомобилей в госзакупках пока низкая, это отсутствие предложения или очень малые объемы в отдельных сегментах. «Например, тот же АвтоВАЗ — у него есть сегменты B, С (Vesta). А для ряда компаний нужен сегмент D — полноразмерный седан, или внедорожники, которых у производителя нет. Если посмотреть на текущий авторынок России, там 60% в продажах занимают внедорожники. На эти машины есть спрос. Российские автомобили не закрывают все потребности рынка и закупок», — поясняет Удалов.
На ограниченный выбор типов кузовов, доступных у российских автопроизводителей, указал и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Какую задачу может выполнить автомобиль B-класса? Перевозка с минимальным уровнем комфорта», — отвечает эксперт. Второй сдерживающий фактор заключается в том, что закупщики покупают автомобиль, чтобы эксплуатировать его потом долго. «Поэтому пытаются брать то, что есть большими тиражами. Контракты сервисные. Если российский негосударственный автолюбитель склонен к авантюрности и покупает Avatr, или Zeekr, или нечто, что приехало в страну по всяких сложным схемам, то толерантность к риску у государства стремится к нулю», — рассуждает эксперт. При этом объемы выпуска с российских заводов не являются ограничивающим фактором для госзакупки, считает эксперт. «Ни по автомобилям АвтоВАЗа, ни по Haval, ни даже по «Москвичу» дефицита предложения нет», — заключил он.
Читать первоисточник: РБК (07.11.2024)